Как сидит Квинси и почему он вообще попал в криминал?
Квинси Промес не появлялся на публике с 8 июля, когда его доставили в амстердамский суд для продления тюремного заключения. В феврале 2024 года экс-футболиста «Спартака» приговорили к шести годам тюремного заключения за незаконный оборот 1363 килограммов кокаина стоимостью в 82 миллиона долларов. Еще полтора года ему накинули за нанесение ножевых ранений его двоюродному брату. Однако в голландской тюрьме он оказался лишь в июне 2025-го после экстрадиции из Дубая.
Защита Промеса подала апелляцию и одновременно ходатайствовала об освобождении вплоть до ее рассмотрения.

По свидетельству присутствовавшего на заседании журналиста De Telegraaf, Промес появился в суде во всем черном и кроссовках Nike с развязанными шнурками и выглядел абсолютно расслаблено. Говорить ему не пришлось, от его имени выступал адвокат Джем Полат, по словам которого, Квинси хотел бы продолжить карьеру и имеет на руках предложение от «Риги» (принадлежит российскому бизнесмену Сергею Ломакину). Адвокат настаивал, что игра за латвийский клуб не даст возможности сбежать от нидерландского правосудия, ведь между Латвией и Нидерландами существует договор об экстрадиции. Однако судья отклонил просьбу защиты и продлил содержание Промеса под стражей до конца 2025 года. Сроки судебного рассмотрения апелляции пока не определены.
Тюремный шансон в комфортабельной камере
Из России ходатайство защиты Промеса кажется абсурдным. О каком освобождении может идти речь, если уже вынесен приговор по особо тяжкой статье за контрабанду более тонны наркотиков, а сам осужденный более года не исполнял решение суда, находясь в Москве и Дубае. Однако в Нидерландах все было не так очевидно, и шансы выйти на свободу, хоть и не очень большие, у Промеса были. На его родине уже несколько десятилетий проводят политику по сокращению числа заключенных. Другими словами, если у государства есть повод не сажать человека в тюрьму, выбирают другой способ контроля и социальной реабилитации.
По данным медиа World Prison Brief, которое специализируется на тюремной статистике, в Нидерландах один из самых низких процентов заключенных от численности населения страны. Срок отбывают лишь 64 человека из 100 тысяч. Ниже только в нескольких странах Африки и Азии, где не так развита правоохранительная и пенитенциарная система, а также Финляндии, Норвегии, Исландии и Японии, где низкий уровень преступности и развитая система социальной поддержки.
В какой именно тюрьме Промес дожидается окончательного приговора – неизвестно. В Нидерландах это конфиденциальная информация, которая может быть разглашена только по желанию заключенного.
Адвокат Полат заверил, что «Промес чувствует себя хорошо в сложившихся обстоятельствах, держит себя в руках, он счастлив оказаться в Нидерландах».

И в это можно поверить, ведь после задержания в Дубае Промес на какое-то время оказался в тюрьме «Аль-Авир», описываемую как «ад на земле». После тех камер любая тюрьма в Нидерландах покажется гостиничным номером.
Как пишет FC Update со ссылкой на источники Reality FBI (инстаграм-аккаунт со слухами про знаменитостей), в заключении футболист планирует заняться записью музыкальных альбомов. Это давнее хобби Квинси: на Spotify у его треков 200 тысяч слушателей ежемесячно.
Тем более что в нидерландских тюрьмах есть необходимые условия для творчества. Стандартный распорядок дня: с 9 до 16 часов трудовое или развивающее занятие. По желанию можно ходить в тюремные мастерские и выполнять там несложную и оплачиваемую работу. Но можно и остаться в камере, занимаясь онлайн-обучением или, как в случае с Промесом, записью музыки. Во второй половине дня: спорт, отдых, посещение библиотеки, прием посетителей и прогулки по двору.
Есть вероятность, что Промес не побеспокоит сокамерников музыкой – большинство камер в голландских тюрьмах двухместные, но из-за падения числа заключенных многие из них не заполнены. Лучший вариант для приговоренного к лишению свободы в Нидерландах – тюрьма JCZ в северо-западном пригороде Амстердама Заандаме. Этот комплекс на 666 камер был открыт в 2016 году и считается самым современным и комфортным в стране.

Почему голландские футболисты дружат с бандитами
На фоне заявлений голландских властей о падении уровня преступности, дело Квинси выглядит чем-то исключительным. Однако в реальности за последние годы голландские футболисты все чаще попадают в криминальные истории. Иногда как свидетели, а порой и как фигуранты. И это требует отдельного осмысления, ведь в отличие от абсолютного большинства заключенных, которые встали на криминальный путь из-за социальной неустроенности, психологических травм или наркотической зависимости, профессиональные футболисты чаще всего люди обеспеченные, без критичных вредных привычек.
В 2025-м году семь лет тюрьмы получил еще один известный голландский футболист – Ронни Стам, который в 2010-м выиграл с «Твенте» чемпионат Нидерландов (той самой командой, что «отгрузила трешку» «Зениту» в марте 2011-го) и затем три сезона провел в АПЛ в «Уигане», завоевав Кубок Англии.

На суде прокурор заявил, что после завершения карьеры в 2016 году Стам стал крупной фигурой в преступном мире и был арестован после того, как полиция шесть месяцев прослушивала его телефон, подтвердив причастность к контрабанде наркотиков на сумму в несколько миллионов долларов. В материалах говорилось о 2217 кг кокаина, но доказали перевозку только 700 кг. Этого хватило для семилетнего приговора.
Тремя годами ранее столько же за контрабанду кокаина получил еще один заметный голландский игрок – опорник Давид Мендес да Силва, большую часть карьеры игравший за «Спарту» и АЗ и 7 раз выходивший за сборную Нидерландов. Его признали виновным в контрабанде 179 кг кокаина и подготовке к транспортировке еще 1200 кг.
Три заметных игрока, ставших наркоторговцами – уже тенденция, которую подтверждают признания властей: многие другие футболисты проходили по криминальным делам как свидетели.
«В 2015 году мы следили за известным в Амстердаме преступником по кличке Буэллоэ, – рассказывал в интервью голландской газете BN DeStem детектив Арно ван Леувен. – Когда мы решили проверить номерной знак машины, на которой он ездил, оказалось, что «Мерседес» принадлежит игроку молодежки «Аякса». После этого я пробил все машины, которые принадлежали молодым игрокам из «Аякса», и обнаружил, что многие из них засветились с преступниками за рулем.
Чуть позже одна из таких машин попала под обстрел: пули разнесли заднее стекло и застряли в водительском сиденье. Когда мы опросили игрока, как его машина попала в такую передрягу, он просто сказал, что одолжил ее другу, которого знает с детства».
Ван Леувен рассказал, что встречался с Квинси Промесом в 2019-м, когда тот выступал за «Аякс» и постоянно светился в компании преступников.
«Мы говорили ему: «Эти парни могут стать мишенью для покушений. А ты ездишь с ними. А что если они попадут под обстрел, а ты будешь сидеть рядом?» – вспоминает ван Леувен.

Среди контактов Промеса был известный амстердамский гангстер Пит Вортел, который по мнению полиции был причастен к убийству в 2019 году футболиста Кельвина Мейнарда (сыграл один сезон в Эредивизи за «Волендам»). Его застрелил преступник на мопеде. Расправа была местью за кражу 400 кг кокаина у криминальных боссов.
Другой случай на стыке футбола и криминала – убийство Робина ван Оверкерка, застреленного в апартаментах, которые он снимал у Карима Рекика, известного по выступлениям за ПСВ, «Марсель» и «Севилью». Центральный защитник Теренс Конголо, выступавший за «Фейеноорд», по данным полиции укрывал в своем роттердамском пентхаусе наркоторговца Марко Эббена, застреленного в 2025 году в Мексике. В квартире защитника Йетро Виллемса, который в сезоне-2019/20 выступал за «Ньюкасл», при обыске нашли оружие, принадлежавшее бандитам.
Все эти случаи полицейские объясняют двумя факторами: во-первых, многие футболисты – выходцы из неблагополучных районов. Многие из их друзей детства выбрали криминальный путь. Поэтому часто футболисты оказываются рядом с преступниками – передают авто или квартиру, когда уезжают играть по контракту в другой город или страну.
Голландские полицейские проводят с футболистами разъяснительную работу, призывая тех хотя бы пользоваться риэлтерскими агентствами, а не сдавать дома и квартиры сомнительным друзьям из детства.
«У нас однажды был футболист, который переехал за границу. Он сдавал свой дом через знакомых. Этот дом стал настоящим притоном, – рассказал Боб Шаген, еще один амстердамский детектив, газете Het Parool в 2023 году. – Одного из жильцов застрелили, а сам футболист, когда вернулся, пару дней расчищал там плантацию каннабиса. Мы объясняем молодым футболистам, что через контакты с преступниками можно испортить себе всю жизнь и карьеру».
Второй фактор сближения футболистов и криминала назвал глава профсоюза футболистов Нидерландов Евгений Левченко (да, тот самый Левченко из «Сатурна») в интервью The Athletic: стремление молодых спортсменов к демонстративной роскоши. Хотя Нидерланды – страна с укоренившейся протестантской моралью, которая поощряет скромность и осуждает показное богатство.

«В мире профессиональных футболистов все не так, – говорит Левченко. – В их мире богатство считается лучшим способом завоевать уважение. И таким образом они романтизируют образ жизни с крутыми тачками, дорогими украшениями и роскошными женщинами. Чего они, похоже, не понимают, так это того, что с них берут пример молодые игроки. Не все они могут заработать на такой имидж и образ жизни футболом. Но им всем хочется быть такими же крутыми. И кого-то это может толкнуть на криминальный путь».