Немое кино «Спартака». Мнение Ильи Казакова
Владелец «Спартака» Леонид Федун, покидая в пятницу Дом футбола на Таганке после заседания исполкома РФС, иронично бросил журналистам, которые спросили его об Арсене Венгере: мол, вы еще про Жозе Моуринью напишите. И ровно на сутки до матча в Уфе в «Спартаке» установилась стабильность.
Лично мне не верилось, что вариант с Венгером возможен. Немолодой уже человек готов перезапустить карьеру в роли технического директора ФИФА. Раскрывать и развивать таланты — это у француза всегда получалось неплохо. «Спартак» для него вряд ли мог оказаться привлекательным местом работы в силу понятных причин.
Но реплика хозяина красно-белого клуба показалась любопытной по другой причине. Российские олигархи, владеющие статусными клубами за рубежом, любят давать второй шанс тренеру, который некогда поднимал их команду на немыслимую высоту. Роман Абрамович дважды запускал в одну реку Моуринью, а Дмитрий Рыболовлев недавно проделал это в своем «Монако» с Леонарду Жардимом.
В целом — пусть «Челси» после возвращения Жозе выиграл премьер-лигу в первый же сезон — опыт этот удачным не назовешь. Поэтому и о возвращении Массимо Карреры в «Спартак» речи быть не может. По крайней мере, в словах Федуна видится именно такой скрытый подтекст.
И, вероятно, именно поэтому будущее Олега Кононова в «Спартаке» все еще не под угрозой. Кононов — совершенный антипод Карреры, и это должно нравиться Леониду Арнольдовичу. Наружное спокойствие, интеллигентность, мягкость. И как бы ни тосковали трибуны по прежнему огню у бровки, как бы ни требовала раздевалка крика... Всего этого пока не видать.
После 9 туров у «Спартака» 14 очков. Если бы сюда добавились 6 в матчах с «Тамбовом» и «Уралом» — команда шла бы на первом месте. Вот какова настоящая цена поражений от соперников, которые красно-белым конкурентами быть не должны.
В перерыве встречи с «Уралом» в раздевалке москвичей все было интеллигентно и спокойно. Хотя люди ждали огня — будь то выжатый сок из апельсина, сдавленного в кулаке, бутса или сумка, брошенная в стену или в кого-то из находящихся рядом.
Конечно, все они — профессионалы. И должны играть без крика. Но так не бывает в футболе.
Не знаю, совпадение или нет, но «Локомотив» провел в среду один из своих лучших матчей в Лиге чемпионов — выездных уж точно. Заставил ошибаться «Байер», задушил его. И это без главных звезд — травмированных Миранчуков.
Но вот вопрос (риторический, конечно), смог бы «Локо» так сыграть и победить с братьями в составе? В Леверкузене в какой-то степени получен ответ, почему они никак пока не выйдут на первые роли в сборной — потому, что играют в другой футбол.
А в «Спартаке» в этом сезоне был навскидку только один подобный случай. В дерби с ЦСКА красно-белые играли иначе, чем в остальных встречах сезона. Была другая тактика, особенно в середине, другие взаимодействия футболистов. Почему спартаковцы отошли от обычного варианта, со стороны не скажешь, но это бросилось в глаза.
«Спартак» излишне спокоен. Или скромен. Тихий, не повышающий голос тренер. Часто молчащие на поле игроки. Это уже классика, конечно. Столько раз мы слышали, что после тирана наконец-то пришел позитивный человек. Или, наоборот, излишне мягкого тренера наконец сменила жесткая рука.
Спартаковских болельщиков приучили к тому, что они смотрят с трибун стадиона боевик с сильными звуковыми эффектами. А сейчас им предлагают взамен немое кино. Тренер говорит — команда не слышит. Зритель свистит, а тапер играет прежнюю музыку.
Конечно, людям становится неинтересно. Конечно, они возмущены.
Спартачам тяжело читать заметки о кризисе в своей команде в ежедневном режиме. Слышны реплики с пожеланиями написать о «Динамо», ЦСКА или ком-то еще. Но бело-голубые пребывают в состоянии «неэффективного проекта» не один год, а красно-синие не первый сезон мучаются в рамках своих минимальных возможностей, сдавая позиции по чуть-чуть.
«Спартак» же стремительно потерял то, что имел еще недавно. И ответ на вопрос, как, почему и что тому причиной, не найден.
Недавно разговаривал с одним из молодых ярких тренеров. Он сказал, что для него главным откровением стало понимание того, что отношения между людьми, их мотивация — едва ли не самое важное в профессии. Что он много думал о тактике, о селекции. И был поражен, что теперь смотрит на работу иначе.
Что, кто и когда в «Спартаке» сделал не так? Разрушив то, что было.
Карреру упрекают в том, что не поделился с помощниками премией за чемпионство и это привело к конфликту со штабом. Если даже так, непонятно, зачем Массимо после золота вручили конверт с крупной суммой, не объяснив ничего при этом. Почему просто не сделали перевод на банковский счет, что не вызвало бы сомнений и пересудов?
Точно так же, если Кононов никогда прежде не кричал в раздевалке на игроков, странно ждать, что он начнет это делать сейчас.
Немое кино... Когда все должны о чем-то догадываться. И если не починить звук, со временем можно потерять и цвет.