«Спартак»: как провести зимнюю паузу
О чем еще можно поговорить экспертам «Бобсоккера» за «круглым столом» зимой, как не о зимней паузе в российском чемпионате?
Насколько реально игрокам с начала декабря по конец февраля в ходе отпуска, сборов сначала подрастерять свою форму, затем постепенно ее восстановить, потом опять что-то потерять и через какое-то время вновь выйти на свой пик?
Александр Владыкин, эксперт bobsoccer.ru:
Ребров в роли Деда Мороза
В чемпионате страны продолжается зимняя пауза. 8 декабря команды Премьер-лиги провели 19 тур, а следующий – 20-й стартует 28 февраля. Простые подсчеты показывают, что перерыв составит больше двух с половиной месяцев. Многовато. За это время футболисты успеют и отдохнуть в отпуске, и сборы провести с участием в каких-то турнирах. Знаю, что не все из российских игроков сразу уезжают к теплому морю, кто-то остается в Москве до встречи Нового года. Здесь тоже есть дела. В качестве примера, скажем, приведу информацию с официального сайта «Спартака», где говорится, что игроки красно-белых приобрели подарки для учащихся школы-интерната в деревне Черныш Смоленской области. Георгий Джикия, Роман Зобнин, Зелимхан Бакаев и другие красно-белые исполнили мечты, о которых дети рассказали в своих письмах. А организаторами акции стали благотворительный фонд голкипера Артёма Реброва «Своими глазами» и благотворительный фонд «Спартак - детям». Сам же Ребров выступил в роли Деда Мороза и отправился за 420 километров от Москвы, чтобы лично вручить подарки от команды. Прекрасная инициатива, не правда ли?
Что же касается продолжительности паузы… Недавно обратил внимание на фразу, сказанную во время телевизионного обсуждения итогов первой части российского чемпионата. Беседа шла между известными в прошлом игроками, если память не изменяет, Андреем Аршавиным и Александром Мостовым. Но дело даже не в фамилиях. Кто-то из них произнес фразу, которую я слышал не раз: за столь длительную зимнюю паузу футболисты могут и набрать форму, и успеть ее растерять. Собеседники даже пошутили на эту тему, поскольку успели не без успеха поиграть в таких известных лигах, как английская и испанская, где зимних пауз такой продолжительности не существует. Хотя и такой зимы, как у нас, там тоже нет. Но и тому, и другому сравнить есть с чем.
Мне же стало любопытно выяснить: насколько реально за эти чуть ли не три месяца без футбола, суметь набрать форму, успеть ее потерять, то есть, почувствовать спад, опять выйти на определенный уровень готовности? Существует ли такая цикличность при подготовке к сезону? Мнения наших известных экспертов портала Бобсоккер.ру оказались следующими:
Сергей Шавло, заслуженный мастер спорта:
Условия для подготовки изменились
- С той поры, как мы играли и тренировались, в системе подготовки команд, конечно, произошли серьезные перемены. Во-первых, сам чемпионат проводился по системе весна-осень. Заканчивали в ноябре. Потом был отпуск. Две-три недели максимум. Ездили в Кисловодск, Сочи. Я часто бывал в это время у родителей на Украине. Проводил там дней десять. Сейчас паузы, конечно, стали немного короче. В декабре еще проводятся матчи чемпионата страны. Что было в наше время? В декабре мы играли какие-то турниры, тренировались в манеже. После 1980 года мы, кстати, вообще никуда не выезжали, все время оставались в Москве. Проводился Кубок спартаковских команд, потом матчи на Кубок страны, у нас в манеже собиралась московская группа. Выезжали на пару недель – дней десять в Сочи. В 1977-79 ездили туда, помнится, на тренировочные сборы. Но погода там была неважная, все время шли дожди. Но плюс какой был в Сочи? Там собиралось много команд. Правда, с полями случались постоянные проблемы.
Как еще тренировались? Помню, как мы с Гавриловым и Ловчевым ходили в Сокольники. Бегали зимой кроссы. Чтобы набрать нормальную форму. Делали там определенные упражнения. Это все относилось к индивидуальной работе. Команда собиралась перед Новым годом, начинались тренировки в манеже. Потом делали паузу на праздники и в январе возобновляли работу. Товарищеские матчи проводили, кубковые перемежали игру с тренировками. Чемпионат начинался где-то в марте.
Таким образом, у нас получалась пауза с середины ноября по март. Это три с половиной месяца где-то. За это время, конечно, теоретически действительно можно и набрать форму, и потерять. Но на практике нас так готовили, что мы держались в тонусе. Для старта в чемпионате очень важна была физическая форма. Поля в марте, как правило, были неважные. Начинали на юге, тогда в высшей лиге, как известно, были команды из закавказских, среднеазиатских республик. Ну, а в нашей средней полосе поля начинали «приходить в себя» только к маю.
Была серьезная индивидуальная ответственность за себя самого. Индивидуально каждый сам знал: как готовиться, что нужно подтянуть. А командная игра налаживалась в тренировочном процессе. В манеже проводили в день по две тренировки. После первой могли кого-то отпустить домой, кто жил поближе. А кто-то оставался в манеже в Сокольниках. Там на четвертом этаже была комната отдыха, кормили обедами. Все было подчинено тренировочному процессу.
Сейчас условия для индивидуальной подготовки, например, изменились коренным образом. Я же не раз бывал вместе со «Спартаком» за рубежом во время сборов в качестве генерального директора. Видел и работу тренеров: Старкова, Федотова, Черчесова… Теперь же есть тренажерные залы с полным набором всевозможных средств для поддержания и набора физической формы. Можно отрабатывать определенные группы мышц. Плохая погода? Бегай на ленте. Хочешь в бассейн? Иди в бассейн. А мы бегали и бегали на улице… Но, тогда, кстати, мы могли всех зарубежных соперников перебегать. И физическая подготовка оказывалась нашей самой сильной стороной. Из всех вспомогательных средств были штанга и набивной мяч. Сейчас, если ты профессионал, можешь всегда обратиться к тренеру по физической подготовке. Да и не только к нему. Тренеров много. По психологии, по фитнесу… А у нас тренер вратарей не у всех был. Второй тренер с ними нередко работал. Сейчас совсем другие условия и возможности. А спортивная форма? Ее можно и за неделю растерять. Смотря, как ты себя ведешь, чем занимаешься в отпуске, например.
Борис Игнатьев, заслуженный тренер страны:
Все игроки под контролем
- Я так скажу: потерять форму очень просто и за короткое время. Если не вести активный образ жизни, забыть свое профессиональное назначение. Но так в основном было раньше. Набирали за отпускные дни вес. Большой, недопустимый… Пока приводили себя в порядок, постепенно набирая спортивную форму, упускали немало времени. А это основной фундамент для игр в чемпионате.
Сегодня игроки все же под контролем. Всем дается личное задание. Каждый работает по индивидуальной программе: кто и что должен сделать, на какой уровень выйти к первым медицинским тестам. А, как только футболист появился в руках медицины, уже всем понятно: кому и что нужно подправить. Не буду углубляться в специфическую терминологию, каждый игрок прекрасно осведомлен о том, какие у него слабые места, которые нужно исправлять, улучшать. То есть, на сборы футболисты выезжают, находясь на определенном уровне готовности и с нуля все не начинают. Другое дело, что длительные паузы выбивают, прежде всего, из состояния игровой подготовки: от головы до мяча, образно говоря. Это и отличает профессионала от любителя. Функциональную готовность, все-таки, удержать легче… Сейчас все ушли в отпуск в начале декабря, а соберутся через месяц. Тут особенно ничего не успеешь растратить. А потом каждая команда проведет минимум три сбора по 12-14 дней. На каждом решаются разные задачи. Иногда слышишь разговоры: а может быть надо сократить эту зимнюю паузу? Я всегда отвечаю: а где вы будете играть в таком случае? В том же феврале, допустим. И какая в этом идея? Увеличить количество команд и больше играть? Нет, тут каждый шаг надо продумывать, готовясь к продолжению сезона…
Борис Тосунян, главный редактор bobsoccer.ru:
В «Спартаке» не рекомендовалось спать в самолетах
Я приблизительно знаю, как мыслят иностранные и особенно немецкоязычные тренеры в отношении зимних сборов, так как стараюсь следить за их словами после возвращения из наших краев. Кроме того, часто бывал на сборах наших команд. Зимние сборы все же не главная проблема, которую они отмечают. Вот, к примеру, что рассказал на днях в своих воспоминаниях экс-главный тренер «Спартака» Мурат Якин.
Во-первых, он наговорил много позитивного про нашу страну: она, дескать, осталась у него в сердце, он, по словам швейцарца, получил неоценимы опыт, что это совсем другой мир, порой летишь в Комсомольск играть на Кубок страны, прилетаешь в город в 16 часов, а в Москве в это время всего 9 утра. Размеры страны его сильно впечатлили. Из-за необъятных просторов, оказывается, приходилось думать о таких вещах, о которых он раньше не задумывался: когда игроки должны принимать пищу, должны ли они спать в самолете? В «Спартаке», как понял чужестранца, не рекомендовалось это делать. А вот для Массимо Карреры первое время был абсолютной загадкой Хабаровск. И опять же по причине большой разницы во времени. Как в такой ситуации составить расписание, когда раньше с "Ювентусом", как правило, он не летал более двух часов? Во многом благодаря российским сотрудникам "Спартака", о чем проскальзывало в его интервью, специалист из Италии согласился, что необходимо все же футболистам не жить в Хабаровске по местному времени, а будет куда правильнее сохранять московский режим. Швейцарец не сопротивлялся, а вот убедить итальянца было сложнее.
Что касается зимних сборов, то Каррера, помнится, отличался тем, что передавал администраторам команды распорядок только на один день вперед. Так было в «Ювентусе», поэтому он строго придерживался этого правила и в России. Для обслуживающего персонала это было большой проблемой, ведь они привыкли, что прежние главные тренеры сообщали план сразу на две недели, а подготовить все за один день было куда сложнее. Но зато у итальянца был один трюк, который помогал разрядить обстановку в межсезонье, где время тянется очень долго. После матча, а он отличался тем, что на сборах проводил много матчей, назначал на завтра тренировку и собрание. Игроки приходили утром смурные, ожидая нудных теоретических занятий для начала, а затем изнурительных тренировок, а тут наставник оглашал им приятную весть, дескать, собрал их с единственной целью – сообщить, что тренировки не будет. После такой речи было много положительных эмоций, которые так нужны в дали от дома.
Якин в своих недавних воспоминаниях говорит о том, что в спортивном плане часы в России тикают иначе, чем в Европе. Длинная зимняя пауза делает жизнь футболистов очень сложной. Первое время ему и правда было сложно перестроиться, все же для европейцев предсезонная подготовка, растянутая на три этапа – это серьезное испытание. Но, как и многие другие его предшественники или последователи, он быстро понял и без подсказок, что игрокам по причине монотонности нужно разнообразие, поэтому, как я знаю, устраивались совместные походы в разные места, чтобы сменить обстановку.
- Главные тренеры в основном пользуются авторитетом, - завершает Якин свои размышлениях о российском футболе. - Это, думаю, наследие коммунистического прошлого. Чувство того, что надо слушать старших по званию, в России гораздо более выражено, чем в Швейцарии. Я думаю, что сменится не одно поколение, прежде чем русские начнут мыслить иначе. Но, как тренер, вы также можете извлечь из этого пользу. Решения и инструкции обычно ставятся под сомнение российскими игроками гораздо меньше, чем в Швейцарии.