«Спартакиада» на «Бернабеу»: как Радченко, Черчесов и Шмаров победили «Реал» и уволили Ди Стефано
Ровно 29 лет назад «Спартак» выиграл на «Сантьяго Бернабеу» у «Реала» (3:1) и в единственный раз в своей истории вышел в полуфинал Кубка европейских чемпионов.
Кубок чемпионов. Четвертьфинал. Ответный матч
«Реал» — «Спартак» — 1:3 (1:2)
Голы: Бутрагеньо, 10 (1:0), Радченко, 20 (1:1), Радченко, 38 (1:2), Шмаров 64 (1:3).
«Реал» (Мадрид): Харо, Чендо, Солана, Йерро, Санчис (Льоренте, 76), Гордильо, Бутрогеньо, Мичел, Уго Санчес, Маседа (Алдана, 63), Вильяройя.
Главный тренер: Альфредо Ди Стефано.
«Спартак» (Москва): Черчесов, Базулев, Кульков, Попов, Поздняков, Карпин, Иванов, Шалимов, Шмаров, Попович (Бушманов, 89), Радченко.
Главный тренер: Олег Романцев.
Предупреждение: Санчис, 70.
Судья: Уоддл (Шотландия).
20 марта 1991 года. Мадрид. Сантьяго Бернабеу. 65000 зрителей.
Первый матч — 0:0.
«Даже без слов Романцев осознавали, что можем войти в историю»
«Спартакиада на «Бернабеу» — с таким заголовком вышла 21 марта 1991 года, на следующий день после матча, старейшая спортивная газета Испании El Mundo Deportivo, которую выпускают в Барселоне. Каталонцы всегда рады отметить провал Мадрида, но, в первую очередь, то поражение Королевского клуба осчастливило весь Советский Союз — наш клуб впервые в истории вышел в полуфинал главного еврокубка.
— Перед игрой под окном кричали болельщики, поэтому не выспался, — вспоминает Дмитрий Радченко в разговоре с корреспондентом «СЭ». — На установке Олег Романцев был немногословен, потому что по нашим лицам понимал — не надо ничего говорить. Мы и так осознавали, что можем войти в историю. В первые минуты пришлось очень тяжело. Я сразу пошел вперед, потому что требовалось забивать. Волнение сказалось — и мы первыми пропустили, но потом успокоились и стали играть в наш футбол.
В той европейской кампании «Спартаку» как по заказу доставались грозные соперники. В ноябре 90-го Диего Марадона прилетел в Москву на личном самолете, но Василий Кульков надежно прикрыл великого аргентинца — в «Лужниках» чемпион Италии «Наполи» уступил по пенальти после двух нулевых ничьих в двухраундовом противостоянии. В воротах красно-белых тогда блистал Станислав Черчесов, но в Мадриде он оказался бессилен против удара Бутрагеньо в начале встречи.
Гостей выручила прозорливость Романцева, выпустившего в основе новичка Радченко, пришедшего в межсезонье из «Зенита». За полтора года до этого петербуржец провел всего пару матчей в Кубке УЕФА, но вполне уверенно почувствовал себя на газоне «Бернабеу». Тем более присматривавший за ним защитник Чендо пренебрегал своими непосредственными обязанностями.
— Забить пару мячей на «Сантьяго Бернабеу» и чтобы твоя команда победила и прошла дальше — такое случается один раз в карьере и далеко не у каждого, — говорит Радченко. — Оба гола помню, как сейчас. В первом случае Валера Шмаров ушел в середину, и я сразу понял, что он будет завершать. Пошел на добивание, мяч отскочил от штанги, а я опередил защитника. Во второй раз пошли в атаку большими силами, я получил мяч, на скорости ворвался в штрафную и знал, куда буду бить — вопреки всем правилам отправил мяч в ближний угол, а вратарь не ожидал этого.
За каждый гол в Мадриде в рекламе обещали по «девятке»
Мадридцев в то время тренировал Альфредо Ди Стефано — лучший бомбардир «Реала» до появления Рауля и Криштиану. В его распоряжении были звезды первой величины — Бутрагеньо, Уго Санчес, Мичел, Маноло Санчис. Но они не помогли справиться с москвичами — и спустя всего два дня после домашнего матча со «Спартаком» легенда мирового футбола покинула свой пост. Конечно, та неудача стала лишь поводом для отставки, ведь ей предшествовали вылет из Кубка Короля и гонки за чемпионством. Как утверждали тогда испанские коллеги, Ди Стефано напрасно выпустил резервный состав на матч примеры с «Логроньесом» (0:1) 15 марта. В итоге основа оказалась просто не готова к ответной встрече с красно-белыми.
— За месяц мы набрали форму и были хорошо готовы физически, быстрее двигались и брака допускали мало, — вспоминает в разговоре с корреспондентом «СЭ» Валерий Шмаров. — «Спартак» всегда играл в комбинационный в футбол, но первую встречу на безобразном мартовском поле «Лужников» завершили без голов — 0:0. Когда ехали в Мадрид, никто не верил, что забьем. Слышал даже в рекламе по телевизору, что обещали дать за каждый наш гол по машине — жигулевской — «девятке». Естественно, ни Дима Радченко, ни я никаких автомобилей не получили.
— На «Бернабеу» рано пропустили, но именно тогда с нас как будто спал груз ответственности, — продолжает Шмаров. — Освоились на хорошем поле, почувствовали игру, ритм, и все у нас получилось. Когда «положил» тот похоронный для Мадрида мяч, понял, что все закончилось — «Спартак» идет дальше. Многие зрители начали уходить с трибун, но все, кто остался, аплодировал нам после свистка.
Ценнее оваций испанской публики стала радость сотни своих болельщиков на гостевом секторе и поклонников «Спартака» на родине. Правда, в полуфинале красно-белых выбил «Марсель», который потом уступил в решающей встрече «Црвене Звезды». Но после триумфа на «Бернабеу» все молодые московские таланты стали известны испанским журналистам и скаутам.
— Матч в Мадриде, конечно, получился шикарным и голы классными, — вспоминает Олег Романцев в книге «Правда обо мне и «Спартаке». — Причем победили мы по игре. Перед матчем мне показали музей «Реала». Я был в полнейшем восторге, разглядывая все эти кубки, завоеванные командой в разные годы. Ничего подобного я прежде не видел. Дух «Реала», его величие — все это завораживало. На скамейке «Спартака» тогда сидел Дасаев, который в те годы был вратарем «Севильи». Он для меня — как талисман. Я и в Москве его как-то на тренерскую скамейку приглашал, хотя он не был в штабе. Вот и тут он оказался фартовым. Сам матч начался для нас неудачно — с пропущенного гола. Тем ценней та победа, после которой нам аплодировал весь стадион.
Болельщик «Реала» проклинал Радченко, а потом стал крестным его дочери
— Ту игру мы часто вспоминаем со знакомым испанцем — ярым болельщиком мадридского «Реала», — рассказывает Радченко. — Он в красках описывает, какими словами обзывал меня, сидя на трибуне. Кто мог подумать, что он станет крестным моей второй дочки? У «Реала» был по-настоящему звездный состав, и, наверное, соперники оказались слишком в себе уверены и думали, что спокойно нас пройдут. Все болельщики и пресса Испании тоже не беспокоились за результат, потому что в 1991 году о нас мало что знали. Многие спартаковцы были тогда совсем молодыми, но победив «Реал», мы показали, что в нашей команде собраны футболисты европейского уровня. Многие впоследствии уехали в сильные чемпионаты.
Спустя два года Радченко вместе с Дмитрием Поповым отправились на Пиренеи, где российская связка пару сезонов была главной силой «Расинга». Валерий Карпин с ходу заиграл в «Реал Сосьедаде», Василий Кульков и Александр Мостовой перебрались в лиссабонскую «Бенфику». Игорь Шалимова отправился в итальянскую «Фоджу». Черчесов и Шмаров предпочли чемпионат Германии. Им на смену Романцев уже набирал новое поколение.
— В том «Спартаке» все работали ради одной цели и были заряжены на результат, — объясняет Шмаров. — Ребята дружили, выходили на поле и делали свое дело. Зарплата у нас была маленькая, а премиальные — большие, поэтому стремление к успеху имелось у всех. И «Наполи» прошли, и «Реал» — отличные времена были...
Из той команды часто общаюсь с Борей Поздняковым — он работает в спартаковской академии. Недавно с юбилеем поздравлял Олег Иванов — живет в Финляндии. С Димой Поповым иногда созваниваемся, а с Радченко недавно виделись на детском турнире — приезжал сюда с «Зенитом».