Spartak.com: «Принимаю этот большой вызов!» Первое интервью Станковича
Новый главный тренер «Спартака» прилетел из Белграда в Москву, посетил музей «Спартака» на «ЛУКОЙЛ АРЕНЕ» и ответил на вопросы нашей пресс-службы.
— Помните, что делали 18 и 31 октября 2006 года?
— В те дни у нас были замечательные матчи в Лиге чемпионов. Мой «Интер» играл против московского «Спартака». Помню, противостояние было непростым. Да, «Интер» одержал две победы, но обе «на тоненького».
Капитаном «Спартака» был Титов. Яркий игрок. Очень мне нравился. Да и в целом «Спартак» было очень непросто победить. Но нам удалось. Да, давно это было…
А еще помню, что перед матчем здесь, в Москве, были ужасные пробки.
— Из-за них «Спартак» добирался на матч на метро. В вашей карьере было что-то похожее?
— К счастью, нет. Кстати, помню, что Хулио Крус забил на второй минуте. Получается, «Интеру» помогло, что «Спартак» добирался на метро. Я помню, на дорогах был полный хаос. Интересные воспоминания.
— С чем у вас ассоциируется «Спартак»?
— «Спартак» — это история, огромный клуб. Много времени на переговоры не потребовалось. Мы говорили прямо и пришли к договоренности. Я принял этот важнейший вызов. Почему? Потому что понимаю, куда приехал. Насколько велик «Спартак», насколько он значителен. Для меня это невероятный жизненный вызов.
— Фанаты «Црвены Звезды» и «Спартака» — братья. Для вас это важно?
— Очень и очень важно. Это не просто братья, а в высшей степени кровные братья! И это дополнительная поддержка. А мой ответ на нее должен быть сильным и соответствующим. Болельщикам нужен результат. И я не отступлю, потому что понимаю, из какого теста сделаны болельщики «Спартака». Как болельщик и воспитанник «Црвены Звезды» я понимаю, что такое настоящая любовь к своему клубу.
— В «Звезде» вы тренировали Срджана Бабича. Уже пообщались с ним о «Спартаке»?
— Да, мы встретились с ним во время моего первого визита в Москву. Он восстанавливался после травмы. К счастью, Срджан успел восстановиться к Евро. Он сильно прибавил, заслужил вызов в сборную. Это важный игрок для «Спартака», я доволен. Желаю, чтобы он был в отличной форме и после чемпионата Европы.
— Два серба из «Црвены Звезды», которые оставили яркий след в «Спартаке», — это Михайло Пьянович и Неманья Видич. Вы с обоими пересекались в сборной.
— Я играл в сборной с Пьяновичем, но с Видичем — намного больше. По мне, Неманья — лучший игрок Сербии за последние 20 или даже 30 лет. Он боец, честный на поле, жесткий, никогда не убирал ноги.
Видич оставил яркий след в европейском футболе. С большим уважением отношусь к его карьере. Он писал футбольную историю. Знаю, что он два года играл в «Спартаке». Особенно хорошо во втором сезоне, и не случайно на него вышел «Манчестер Юнайтед», в котором он вошел в историю европейского и английского футбола.
— Вашим первым клубом в тренерской карьере стала родная «Црвена Звезда», и вы сразу привели ее к золоту трижды подряд.
— Для меня было честью защищать цвета «Црвены Звезды» игроком и тренером. К счастью, мне удалось победить в обоих случаях. Как тренер ты испытываешь сильные эмоции. Болеешь и переживаешь, но должен это контролировать. И у тебя огромная ответственность перед клубом, перед игроками, перед болельщиками. Для меня это было и эмоционально, и непросто.
— В минувшем сезоне вы сделали «Ференцварош» чемпионом Венгрии, впереди у клуба Лига чемпионов. Почему решили принять предложение «Спартака»?
— В жизни нужно принимать решения. Ты должен быть готов к этому, потому что поезд может уйти. В определенный момент ты либо принимаешь вызов, либо нет. Я его принял. В «Ференцвароше» все было хорошо, и я благодарен клубу за данную мне возможность. Я отдавал себя полностью. Мы выиграли чемпионат, клуб выступит в квалификации Лиги чемпионов… Однако я принял большой вызов. Будет непросто, но нет ничего невозможного.
— Между «Звездой» и «Ференцварошем» был неудачный опыт в «Сампдории». Что пошло не так в Генуе?
— «Сампдория» — это исторически значимый клуб для итальянского футбола. Нельзя было отказываться от серии А. Даже понимая, что ситуация в клубе оказалась очень и очень сложной. «Сампдория» переживала, наверное, один из худших моментов своей истории. Нужно было снижать затраты.
Тогда я мог выбрать: либо уйти, потому что понимал, чем все закончится, либо остаться до конца и «умереть» достойно. Я выбрал второй вариант. Мы вместе с моим штабом остались до самого конца и не опускали голову. Я знаю, что отдал все. Мы вложили все, что могли. Но этого не хватило, чтобы остаться в серии А. Это был тяжелый опыт — и человеческий, и тренерский.
— Вашим близким другом был Синиша Михайлович. Он бы тоже не бросил клуб в такой ситуации, верно?
— Да. Когда я говорю о Синише, говорит мое сердце, душа. Это был лучший друг, отец. Когда его не стало, я потерял частичку своего сердца. Я знаю, что он бы ни за что не сдался. Я последовал его примеру и не отступил. Он всегда говорил мне: «Никогда не сожалей о том, что сделал. Сожалей о том, чего ты не сделал». Возвращаясь к вопросу о том, почему я здесь. Я принял этот большой вызов, который называется «Спартак-Москва».
— Весь мир помнит вас как игрока. А какой вы тренер?
— Станкович тренер? Прямой, честный. Эти два качества важны. Потому что тебе нужно управлять непростыми ситуациями, раздевалкой, большими именами. Нужно понимать, что сейчас ты тренируешь клуб с 30-миллионной армией болельщиков. Поэтому моя основная мысль — быть честным и прямым. Усердно работать и отдавать себя полностью.
Любой тренер считает себя лучшим в мире, но лучшим является тот, кто находит общий язык с командой, который видит отправные точки, помогает становиться лучше каждому, кто может сплотить команду и никогда не сдается. Мне бы хотелось, чтобы болельщики «Спартака» видели себя в игроках на поле. Чтобы фанат говорил: «В этом парне я узнаю себя». В этом и состоит моя задача. Чтобы болельщики видели команду, которая бьется и не отступает. До конца. Чтобы они видели себя в игроках, каждый из которых отдает всего себя за эти цвета. Это моя работа, так я это вижу.
— Вас тренировали прославленные специалисты: Эрикссон, Дзофф, Манчини, Дзаккерони, Моуринью, Бенитес, Раньери, тот же Михайлович. Чья философия вам ближе?
— Я действительно работал с великими тренерами. Свен-Ёран Эрикссон, Жозе, Манчини, Синиша, Дзаккерони… Я не могу копировать их, потому что если попробуешь, то будешь лишь жалкой пародией. Ты должен брать то, что тебе нравится у специалистов мирового уровня, и создавать себя, свое лицо. У всех этих тренеров я старался перенять что-то: работу на поле у Манчини, характер у Синиши, отношения у Жозе, спокойствие и психологию у Свена-Ёрана Эрикссона, способность вытаскивать лучшее из игроков у Дзаккерони. Вот из этого микса я постарался «забрать» что-то важное.
— В какой футбол будет играть «Спартак» Станковича?
— Сначала нужно понять, что мы имеем. Лично познакомиться с игроками. Прежде всего необходимо сформировать правильный командный дух в раздевалке и переносить это на поле. Чего я хочу? Чтобы моя команда была организованной в любой момент матча — в фазе обороны и атаки. Цифры 4-4-2, 3-5-2, 4-3-3 для меня значат не так много, но в то же время и они важны.
Нужно создать для каждого игрока условия — психологические, физические и тактические, при которых он покажет свои лучшие качества. Сама по себе игровая схема не имеет такого большого значения, как правильное отношение. Потому что здесь ошибки быть не может. В игре ты можешь сделать плохую подачу, не забить гол, плохо пробить, но в плане отношения это недопустимо. И на тренировках, и в матчах.
— Вы привыкли побеждать и как игрок, и как тренер. Этой страсти можно научить?
— А как же! Думаю, да. Ты знаешь путь. Победы требуют жертв. Нужно много терпеть, много работать и верить. Это словно марафон, где на протяжении 42 километров ты встречаешь трудности и хочешь сдаться, но должен преодолевать и продолжать бороться.
В больших клубах с историей ставятся большие задачи. У тебя нет времени праздновать победу в матче, нет времени плакать после поражения. Победа в одной игре — это лишь минус один матч на пути. Понимаете? Просто минус один матч. Потому что настоящая победа — только финальная. Это титул по завершении чемпионата. Вот он, момент для радости. Но по ходу сезона нужно страдать, усердно работать, не сдаваться, преодолевать сложные моменты. Как это сделать? Только командой. Командной сплоченностью.
— Что скажете команде перед первой тренировкой?
— Меньше говорить, больше делать.