Михаил Борзыкин рассказывает о готовности "Спартака" за неделю до первого официального матча.
Как относиться к сборам?
Любопытно, что в спартаковской Вселенной спорят не столько о результатах, сколько о том, как надо относиться к игре команды на сборах. Часто это выглядит так: если все хорошо, то всех порвем, а если плохо – да и плевать, это всего лишь тренировки. Нет, это не так. Конечно, счет на табло в спаррингах – последнее, на что надо обращать внимание. Но все, что касается командной игры, состава и прочей тренерской работы, очень важно.
При этом надо помнить: особенность сборов в том, что здесь впечатление может быть обманчиво. Причина – пресловутые физические нагрузки: не находясь внутри команды, нельзя знать наверняка, в каком режиме протекает работа. Правы те, кто говорит, что по сборам нельзя делать далеко идущих выводов. Но и игнорировать текущее состояние тоже нельзя. На сборах закладывается фундамент, и уже поэтому им стоит придавать значение.
Сейчас любят ссылаться на казус со сборной России, которая накануне чемпионата мира была каким-то страшилищем, а потом вдруг нарядилась и заткнула всех критиков. Такое внезапное преображение случается. Но происходит это куда реже, чем более логичное развитие событий – в официальных матчах команда показывает примерно то же, что и во время подготовки. И поэтому происходящее в феврале со "Спартаком" настораживает.
Тем более речь идет о последнем сборе и финальных контрольных матчах, что вообще-то является генеральной репетицией к сезону. К тому же есть с чем сравнивать: "Зенит" и "Локомотив" сейчас выглядят лучше "Спартака", а ЦСКА и "Краснодар" – значительно лучше. С последним красно-белые сыграют уже через неделю. И сегодня, за семь дней до матча, это соперники из разных весовых категорий. Нет, сборы – это не всего лишь тренировки.
Команда далека от оптимальной формы
Объяснение яркой игре "Спартака" в Катаре получено давно – команда рано вышла из отпуска и на двух первых сборах работала без нагрузок. "Зенит", "Ростов" и "Локомотив" были биты из-за различий в системе подготовки; "Спартак" побеждал за счет куда более легкого движения. Пик нагрузок пришелся на третий сбор – и качество игры сразу упало. Тогда же Олег Кононов успокоил болельщиков – на четвертом сборе легкость вернется.
Этого не произошло, и сейчас, конечно, к тренерскому штабу есть вопросы. Во-первых, почему пик нагрузок пришелся на третий сбор, хотя обычно это происходит на первом-втором? Во-вторых, как сильно был изменен график подготовки из-за перенесенного кубкового матча с "Уралом"? Изначально четвертого сбора не было. Может быть такое, что по вине этого фактора тренерский штаб стал все перестраивать и где-то ошибся?
Что такое нагрузки на сборах, план подготовки и прочее, сложно себе представить, не являясь практикующим тренером. Но можно пофантазировать, как это примерно выглядит в спартаковском случае. Разработали план подготовки по выходу на пик кондиций к такому-то отрезку, но потом, узнав, что старт переносится, стали все менять, добавили нагрузок и в итоге перемудрили. Такое возможно? Ну, не зря зимние сборы – целая наука.
Это все к тому, что кондиции игроков "Спартака" сейчас далеки от оптимальных. Такое впечатление, что в "Спартаке" получилось все наоборот: в самом начале команда летала, а в сейчас – только втягивается в рабочий процесс. Последние недели в соцсетях шутят: Олег Георгиевич готовил команду специально к турниру в Катаре. Некоторое время назад эта шутка казалась забавной и смешной. Сейчас – честно говоря, уже как-то не очень...
Неопределенная тактика, сырая игра
Игра у "Спартака" проклевывается редкими и непродолжительными отрезками. Очень мало развития атак и выхода из обороны через центр. Когда ноги бежали, как раз центр выглядел здорово. А сейчас центральный защитник пасует на флангового, а дальше, даст Бог, не случится обреза. Контроль мяча слабый. Комбинациям не хватает качества, темпа и изобретательности. Иногда кто-то исполняет тонкий пас, но командно – довольно сыро.
Кононов так и не определился с базовой расстановкой: то 4–4–2, то 4–2–3–1. В сущности, это не так важно и скорее затрагивает кадровый вопрос. Нетрудно догадаться, что в 4–4–2 Ханни играет вовсе не центрального атакующего полузащитника. Ему вообще что-то не везет: при всех тренерах в "Спартак" (всего за год их было трое) обязательно уходит на левый фланг. Вопрос последнего паса стоит так же остро, как и первого. Системы нет.
Настораживает, даже пугает беспомощность "Спартака" на стандартных положениях. За все время работы Кононова (с учетом спаррингов) – только один гол со стандарта. Когда идут голы с игры, это неважно. Но когда альтернатива отсутствует, сразу вспоминается статистика, согласно которой в современном футболе 20-30% голов забивается именно со стандартных положений. В "Спартаке" Кононова этот показатель составляет около 3%.
Оборона по-прежнему страдает; и это продолжится, пока в средней линии нет порядка. Если говорить о всей линии обороны, то регулярно проваливаются опорная зона и левый фланг. Айртон после неплохого дебютного отрезка играет так, что приходится доставать приборы и вновь сравнивать его с Комбаровым. А опорная зона "Спартака" – наверное, самое странное и необъяснимое из всего, что происходило в это российское межсезонье.
Кто определяет состав
На протяжении всех сборов Кононов наигрывал на позиции опорника Глушакова. И если в атакующей игре Денис порой совершал полезные действия, то в разрушении все очень грустно: ошибки в выборе позиции чередовались с обрезами и пассивной игрой в отборе. Не видеть этого Кононов не может. Тогда – почему? Неужели все дело в травмированном Фернанду, который уже давно играет на этой позиции? Но ведь есть Зобнин и Гулиев.
Однако Зобнин исполняет роль box-to-box (это его любимая роль, однако сейчас он был бы полезнее как чистый опорник-разрушитель), а Гулиев и вовсе познает особенности игры на правом фланге-полуфланге. Выскажу свое мнение, которое никому не навязываю. У меня сложилось впечатление, что Кононову поставили условия – делай любой центр поля, лишь бы Глушаков был в составе. Бред и паранойя? Жду ваших контраргументов.
Тут даже цифры не нужны. Все просто: Глушаков не опорник. И вообще игрок не уровня стартового состава. Однако его упрямо ставят, словно не замечая, что опорной зоны у команды нет. При этом цепкий, объемистый Гулиев, который способен выжигать весь центр, ссылается на бровку, где ему не место. Может быть, эта ссылка – желание укрепить правый фланг? Но с центром-то что делать? И что будет против скоростных команд?
Непонятно и нахождение в составе Роши. Ах да, ему дают очередной шанс. И, возможно, он им когда-нибудь воспользуется. Но не велик ли риск? Получается, что по сравнению с осенью мало что изменилось. Слабые фланги, опорная зона и, как следствие, оборона. И если раньше хотя бы отрезками был виден рисунок игры, то теперь командные действия вновь хаотичны. За "Спартак" очень тревожно, и тревога эта точно небезосновательная.