Большое интервью Александра Самедова
Разговор с полузащитником «Крыльев Советов» — о Самаре, первой зарплате в «Спартаке» и свободе в современной России.
Прочитав это интервью вы узнаете:
Об отношении Александра Самедова к словам: «Спартак» избавился от балласта»
Интервью Павла Погребняка о натурализованных игроках в сборной
Достойно ли выглядит Георгий Джикия в роли капитана красно-белых?
Как Миодраг Божович шутит над молодежью в «Крыльях».
«Юмор Божовича? Надо мной он уже редко издевается»
— Зимой в Самару приехало семь человек, пять из них, включая вас, сразу стали играть в основе. Как удалось быстро найти взаимопонимание?
— Во-первых, плюс-минус многие ребята были между собой знакомы. Когда-то играли вместе. Парням понятны требования тренерского штаба. Есть понимание, в какой ситуации находится команда. У всех есть большая мотивация помочь «Крыльям» и Самаре остаться в Премьер-Лиге. Также спасибо коллективу, который радушно принял новичков. Сразу почувствовали игровую химию. Надеюсь, и дальше так будет.
— Вы давно знаете Миодрага Божовича. Его юмор не изменился?
— Надо мной он уже редко издевается. Старый я. Более молодых подкалывает все также жестко. Все его шутки знаю почти наизусть. А парни, которые впервые слышат его острый, иногда жесткий троллинг, удивляются. Для них он в новинку. Хотя все равно смеются.
— Вы достаточно сдержанно говорите о перспективах «Крыльев Советов». Мол, надо обезопасить себя от стыков, и это уже будет хорошим результатом. Но, учитывая уровень пришедших футболистов и старт команды в этом году, почему бы не говорить о более высоких целях?
— Я давно в футболе и понимаю, что в той ситуации, в которой находились«Крылышки», говорить о каких-то заоблачных задачах неразумно. Груз ответственности на тебя давит, поэтому надо трезво оценивать свои возможности и идти от матча к матчу. Здорово, что мы набрали семь очков в трех турах и уже вышли из стыковой зоны. Сейчас есть время отдохнуть. Показательной будет следующая игра с «Арсеналом». Если наберем три очка, то можно уже думать о большем. Все мечтают быть наверху. Хотя не стоит забывать, что календарь в концовке сезона будет очень непростым.
— Видеоблогер и бывший футболист Евгений Савин сказал, что «Крылья Советов» в Самаре — главный бренд, а футбол — больше, чем футбол. Уже успели это понять?
— Когда приехал в Самару, стал узнавать, а есть ли команды из других видов спорта, на которые можно сходить. Хотел разнообразить свой досуг. Выяснилось, что баскетбола и хоккея уже нет. В волейболе команда идет внизу турнирной таблицы. И действительно по большому счету футбол — единственная отдушина людей. Ты понимаешь, что несешь ответственность перед всем городом. Ведь ты не имеешь права допустить вылета команды из РПЛ.
— Повлиял ли на ваш переезд в Самару трансфер Джано Ананидзе?
— Я подписал контракт раньше его. Скорее, мой переход повлиял на его окончательно решение сменить клуб. Жано реально был в смятении. Думал, надо ли это ему. Когда сказал, что еду в Самару, чаша весов склонилась в сторону«Крыльев Советов».
— Согласны, что на данном этапе самарский клуб показывает более качественный футбол, чем «Спартак»?
— Нельзя сравнивать. Мы боремся за выживание, они — за Лигу чемпионов. Например, мы можем позволить играть с «Локомотивом» от обороны. Главный тренер «Спартака» заявляет, что его команда хочет всегда атаковать. Хотя во втором тайме матча с «Динамо» показалось, что «красно-белые» старались сохранить счет. У нас разные задачи, посмотрим у кого получится лучше их выполнить.
— Чья была инициатива заключить контракт до конца сезона?
— Сразу сказал руководству клуба, что хочу подписать договор на полгода, а потом посмотрим, как быть. Такой расклад всех устроил. На данном этапе согласился помочь «Крыльям» выбраться из сложившейся ситуации.
— Футболисты же наоборот хотят обезопасить себя долгосрочными отношениями.
— 26 мая 2019 года, надеюсь, мы выполним задачу. Только после этого дня буду решать, чего хочу дальше. Надо прислушаться к своему внутреннему голосу. Возможно, вы услышите от меня какие-то новости.
— Но еще в ноябре вы говорили, что точно будете играть в следующем сезоне. Что изменилось?
— Некоторые вещи внутри меня. Теперь буду взвешивать все за и против. Хотя вы правы, еще в ноябре собирался продолжить карьеру без сомнений.
— Иржи Ярошик говорил, что у него была паника, когда он завершал карьеру. Вы вроде бы готовы к переходу на другой уровень. Специально для этого что-то делали?
— Нет. После чемпионата мира осознал, что в ближайшее время должен окончательно завершить карьеру. Проанализировал весь свой путь в футболе, понял, что много добился. Горжусь своей карьерой. Заработал достаточно. Сейчас у меня есть бизнес, хочу его развивать. Значит уже ухожу куда-то. Почва готова, я готов.
— То есть не согласны с Ворониным, который вам лично говорил, что играть надо пока позволяет здоровье?
— До сих пор мне это говорит. Но если приму решение, то переубедить меня уже точно никто не сможет. Физически готов выступать на высоком уровне минимум два года. Но есть мысли в голове… Посмотрим.
— Что вы сказали своему другу Андрею Воронину после того, как он раскритиковал «Спартак», отказавшийся от вас?
— Не благодарил его за поддержку и не ругал за эмоции. Сказал и сказал. Кто я такой, чтобы говорить такому футболисту как Воронин, что он не имеет права высказывать свою точку зрения. Объяснил Андрею, что с «красно-белыми» расстались нормально. Он действительно как мой друг за меня переживает. На эмоциях высказал, все что думает. Сейчас тема закрыта, а получилось, как получилось.
«Балласт «Спартака»? Полгода назад я был в шаге от полуфинала ЧМ-2018. Этого факта достаточно»
— Другой ваш друг Георгий Джикия сказал в интервью пресс-службе«Спартака»: «Прислал Самедову хоккейный ролик из социальной сети. Он посмотрел, но почему-то ничего не ответил». Как же так?
— Честное слово, Джикия столько всего присылает! Я иногда не успеваю отвечать. (Смеется). Но да, постоянно какие-то смешные штуки от него.
— На матче «Спартака» с «Зенитом» был большой баннер «Джикия — наш капитан». После зимнего перерыва Георгий уже дважды выводил команду на поле. Как считаете, достойно выглядел в роли капитана?
— Слушайте, команда выбрала его вице-капитаном. Поэтому в играх, когда не играет Глушаков, парней выводит на поле Джикия, а болельщики это видят. Так что — да, конечно, достойно.
— Многие эксперты обратили внимание на такую вещь в весеннем «Спартаке»: первые 20 минут команда бежит, играет, а потом что-то происходит. На ваш взгляд, с чем это связано?
— «Спартак» играет в прессинг, а это очень энергозатратная штука. Важно держать баланс между обороной и атакующей линией. По тому что видел с «Зенитом» — да, 15-20 минут «Спартак» бежал и все получалось. Но потом, случается, кто-то не успевает поджимать и появляются зоны. А если прессинг не командный, то все рушится.
— В матче с «Зенитом» было много неоднозначных моментов. Например, фолСмольникова и падение __ю_и. Что вы о них думаете?
— Здесь все очевидно: Игорь попадает сзади по ноге — это желтая. __ю_апротыкает мяч, а Кутепов выставляет ногу и цепляет его ¬– это пенальти.
— Ваша жена недавно стала участницей телеинтервью. Смотрели?
— Посмотрел первые 15 минут. Доверяю супруге. Насколько понял, все получилось неплохо.
— Жена пригрозила самарским девушкам, что она скоро приедет и будет отваживать их от вас.
— Ей не о чем беспокоиться, а стоит приехать в Самару в любом случае. Скучаю по семье. А отваживать меня ни от кого не надо.
— Как вы относитесь к высказываниям болельщиков из серии: «Спартак»избавился от балласта?»
— Полгода назад я играл в основе сборной России на чемпионате мира и вместе с командой противостоял Испании и Хорватии. Выполнял все установки тренера. Да, была игра с Уругваем. Все прицепились к неудачным стандартам. Три плохо поданных штрафных и вдруг каждый посчитал нужным сказать, что я, оказывается, не умею подавать. Хотя делал это всю жизнь. Можно открыть мою статистику по голевым передачам. Не то, чтобы меня это зацепило, просто считаю, что это неадекватная оценка. Много кто не подавал, не добивал, но заострили внимание именно на моих подачах. Что касается балласта, то еще полгода назад был в шаге от полуфинала Чемпионата мира. Этого факта достаточно. Сейчас ушел в другую команду и помогаю ей.
— Другая часть болельщиков, глядя на вашу статистику в «Крыльях» сейчас, констатирует: «Александр — молодец», и даже: «Пусть все видят, кого списал«Спартак». Что тут скажете?
— За такое отношение ко мне я очень благодарен. Но, поймите, я уже игрок не «Спартака», а «Крыльев». У нас была тяжелая ситуация, сейчас мы ее чуть-чуть поправили. Главное для меня — помочь команде и городу. Мы несем ответственность перед самарскими болельщиками.
— Вы как-то сказали, что идеально было бы завершить карьеру в «Спартаке». Если бы вам зимой предложили остаться в команде в качестве запасного, пошли бы на это, ради завершения карьеры в родном клубе?
— Никогда не слышал о таких предложениях. Я — амбициозный человек, чувствую в себе силы и хочу играть. Я уходил в отпуск с верой в то, что у меня будет возможность доказать свою состоятельность, но клуб решил со мной расстаться. Я это достойно принял, и мы нормально разошлись.
— Вы говорили, что уходя из «Спартака» поблагодарили Кононова за интересный тренировочный процесс. А какими были его прощальные слова?
— Он также поблагодарил за совместную работу. Мы пожелали друг другу удачи. Все банально. У нас нормальные человеческие отношения. Я пошел своей дорогой, он — своей.
— Ваша фраза: «Кононов хороший тренер, а «хороший человек» это не профессия». А кого бы вы могли назвать хорошим человеком?
— Божовича однозначно. Он хороший человек. Мне кажется, чтобы работать главным тренером «Спартака», просто невозможно быть хорошим человеком. Потому что есть тренер, а есть наставник «Спартака». Это разные профессии. Безумно тяжело работать в народном клубе. Никого так не обсуждают. Если ты будешь хорошим человеком-тренером, то тебя тут же сожрут. Необходимо быть прагматичным, извилистым, принимать жесткие решения и нести за них ответственность.
— Почему Божович хороший?
— По тому, как он относится к футболистам, какие поступки совершает.
— То есть Миодрагу не надо идти в «Спартак»? Сожрут?
— Если бы ему предложили должность в Москве и он бы спросил моего мнения, то я бы ответил: «Вам будет очень сложно». Но это мое мнение. А так Миодраг сам за себя решит.
«В исключительном случае натурализация возможна, но, чтобы ставить на поток…»
— Что вы думаете о высказывании Павла Погребняка о темнокожих футболистах в сборной России?
— Не читал его интервью. Я так понимаю, что он говорил о натурализованных игроках. Глобально тоже против натурализации. В исключительном случае, может быть, она и возможна, но, чтобы ставить на поток… Отлично общаюсь со всеми ребятами в сборной, кто получил российские паспорта. Они классные парни. Я против самой системы.
— Вы говорили, что в молодости «поймали звезду» примерно в 20 лет. Сейчас Игнатьев из «Краснодара» в том же возрасте, недоволен зарплатой в 600 тысяч рублей в месяц. Понимаете его?
— Мне кажется, все что мы узнаем из СМИ — лишь маленькая доля правды. Подписав первый контракт со «Спартаком» в 20 лет, получал 2000 долларов в месяц. В начале сезона мне подняли зарплату до 5000 долларов, в середине чемпионата гонорар увеличился до 15 000 долларов. Тогда действительно был одурманен такими деньгами. Что касается Игнатьева, то не знаю всех тонкостей. Уверен, все намного глубже, чем это подается в СМИ.
— Вы интересуетесь политикой. Зададим вам самый популярный вопрос сегодняшнего дня. Вы чувствуете себя свободным в России?
— Я, да! Потому что у меня есть финансовые возможности. За народ отвечать не могу.
— Свобода равно деньги?
— Нет, конечно! Но финансы дают тебе возможность чувствовать себя комфортно. Хотя в первую очередь, главное, чтобы комфортно было моей семье. Я к деньгам отношусь достаточно спокойно. Если завтра все потеряю не дай Бог, то, думаю, что смогу перестроиться. Я помню откуда я, и кем были мои родители. Они работали день и ночь ради благополучия семьи. Но Деньги — комфорт.
— Был момент, когда вы все потеряли?
— Слава Богу, нет. В молодости тратил все, что зарабатывал. Точнее не тратил, а прогуливал. Но это было до семьи. Когда семья появилась, стал более ответственным.