Рок-н-ролл пришел в Советский Союз после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957. В начале 1960-х годов рок-музыка существовала в СССР полуподпольно, оставаясь по преимуществу эстетическим десертом продвинутых музыкальных гурманов, наладивших личные контакты с Западом и имевших возможность получать пластинки американского ритм-энд-блюза и британского «биг-бита» — главным образом «Битлз» и «Роллинг стоунз».
В середине 1960-х годов появились первые в СССР бит-группы, т. е. по существу первые рок-ансамбли: «Славяне», «Странники», «Мифы», «Скоморохи» в Москве, «Авангард», «Лесные братья» в Ленинграде, «Песняры» в Минске. Чтобы обеспечить легитимность своего статуса и доступ к многотысячной аудитории первые рок-группы были вынуждены маскироваться под исполнителей «советской эстрады» — так возникали десятки вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) («Веселые ребята», «Поющие гитары»), или под квази-фольклорные ансамбли («Песняры»). В то же время рок-музыка проникала в СССР по каналам культурного обмена из «братских стран» социализма (например, большой популярностью пользовались польские «Скальды»).
______________________
Первая рок-группа в СССР появилась в Томске в 1957 году.
Долгое время считалось, что первая рок-группа в СССР появилась в 1961 году в Риге (эти ребята на фото внизу). Но в 2013 году были рассекречены хранящиеся в Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ) документы КГБ при Совете Министров СССР, которые показали, что местом рождения советского рока является Томск, местная группа была образована там в 1957 году. Называлась она "Клуб рок энд буги".
14 января 1961 года начальник управления КГБ при СМ СССР по Томской области Макогин подготовил аналитическую записку:
"Летом 1957 года ОСИПОВ В.Н., 1937 года рождения, ныне студент 1-го курса медицинского института, совместно с другими лицами, не занимавшимися общественно полезным трудом, организовал группу стиляг под условным названием КРЭБ (клуб рок энд буги). В том же году, будучи призванным в ряды Советской Армии, Осипов в письмах своим друзьям высказывал клевету на советскую действительность, на комсомол и призывал их активизировать деятельность КРЭБа.
В январе 1959 года, после демобилизации из рядов Советской Армии, Осипов вместе с другими студентами СТАРШИНОВЫМ, ПОКРОВСКИМ, АНТОНОВЫМ и др. неоднократно организовывали сборища с выпивками и оргиями, на которых разучивались стильные танцы, стихи и песни безыдейно-вульгарного, аполитичного содержания, авторами которых были ОСИПОВ и СТАРШИНОВ.
В апреле 1959 года с ОСИПОВЫМ В.Н. Управлением КГБ была проведена профилактическая беседа. Однако в настоящее время вновь получены данные о его нездоровых антисоветских настроениях".
А первая рок-радиостанция в СССР появилась в 1959 году.
В ноябре 1959 года в ближнем Подмосковье развернулась охота КГБ на две подпольные радиостанции, работавшие где-то в районе Можайского шоссе. Автомобили с радиопеленгаторами выезжали, как только радиостанции выходили в эфир. КГБшники осматривали дома и участки на предмет растянутых проводных антенн. И В начале декабря подпольщики были пойманы.
8 декабря 1959 года появилась справка КГБ с названием «СПРАВКА КГБ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОДЕЛЬНЫХ РАДИОСТАНЦИЙ В СССР И РЕПЕРТУАРЕ ИХ ПЕРЕДАЧ»:
«28 ноября с.г. в Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР поступил сигнал о работе двух неизвестных радиостанций в средневолновой части вещательного диапазона. Передачи этих радиостанций были слышны в районе г. Кунцево и на станции Тучково Московской области. Через указанные радиостанции передавались в эфир идеологически невыдержанные песни, низкопробная джазовая музыка и частные переговоры.
В ходе спецоперации 4-го отдела ОТУ КГБ были установлены два местных жителя 18 и 19 лет из числа рабочей молодежи, проживавшие в посёлке Жаворонки Кунцевского районаНа месте были изъяты радиопередатчики кустарного изготовления на диапазон средних волн, микрофоны, магнитофонные приставки типа "Волна", грампластинки кустарного изготовления с песнями Лещенко и магнитофонные плёнки с записями музыки (Рок-н-Рол, Буги-Вуги и др.) и идеологически невыдержанными песнями ("Привет из дальних лагерей", "Мурка", "Уркаганы" и др.)".
Но смешнее всего то, что подпольные радиостанции были обнаружены не радиопеленгаторами КГБ и не осмотром домов на наличие антенн. Первых советских диджеев погубила собственная глупость: в последней своей передаче перед поимкой они попросили прислать отзывы и пожелания слушателей на свой домашний адрес.