ПАМЯТИ МИХАИЛА ЧИСТОВА...
«Я не знаю, что во мне родилось раньше – музыка или я сам…» - это слова талантливого музыканта, композитора и поэта Михаила Александровича Чистова. Он ушёл из жизни, оставив людям свои песни, стихи, свою любовь и преданность. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
ПАМЯТИ МИХАИЛА ЧИСТОВА...
Чистов Михаил Александрович, 29.08.1930-03.04.2013
Его имя не очень известно широкой публике, но известны и любимы до сих пор его песни, которые исполняли выдающиеся певцы советской эстрады: Людмила Зыкина, Владимир Трошин, Валентина Толкунова и другие. Он писал вокальную музыку: песни, романсы, хоры, марши, а также музыку к спектаклям, и это не случайно.
Михаил Чистов родился 29 августа 1930г. в Москве. В раннем детстве проявились уникальные музыкальные способности. Мальчик-вундеркинд был одержим русской оперой, слушал её часами; в 5 лет он пел арию Ленского, и весь двор дома на улице Горького, где он родился и вырос, восторгался юным талантом. А через год исполнил её в Белом зале Большого театра и был принят солистом в детский хор. На прославленной сцене он выступал вместе с выдающимися певцами и получал достойную зарплату, помогая этим своей семье. Дирижёр и хормейстер В.В.Небольсин называл его голос «золотым», ему прочили будущее И.С.Козловского, который был кумиром юного певца, и даже собирались поручить партию Вани в опере М. Глинки «Иван Сусанин». Но мутация голоса помешала этому осуществиться. Его ждали в Большом, но голос «ушёл»: время было военное, и следить за правильным поведением подростка было некому. Изувеченный вернулся с фронта отец, геройски погиб брат. Память об этом, о подвиге русских солдат, защитивших Отечество, любовь к Родине композитор сохранил навсегда, и об этом многие его песни...
Уникальный голос, слух, память… Музыка рвалась из его души с детства. Юный Миша Чистов мог играть наизусть целую оперу, чем удивлял многих маститых музыкантов. Любовь к русской оперной музыке он пронёс через всю жизнь. И вся его творческая судьба, так или иначе, была связана с пением и театром. Хотя он был одарён многими талантами, и многому научился самостоятельно. Таких называют самородками. Прекрасный эстрадный пианист, концертмейстер и импровизатор, отлично владеющий также и аккордеоном, хоровой дирижёр и педагог, музыкальный руководитель театра, наконец, композитор и поэт… Но жизнь сложилась непросто, и не всё удалось реализовать в полной мере.
Природный пианизм Чистова был развит занятиями с замечательным педагогом В.М.Шатерниковым (учеником знаменитых А.Ярошевского и К.Игумнова), преподавателем в училище им.Октябрьской революции, среди выпускников которого композиторы А.Шнитке, Ю.Буцко. Впоследствии, сколько бы Михаил не играл, руки никогда не уставали, а мягкое туше было превосходно. Уже в юности он выступал на разных концертных площадках с солистами и без, впоследствии также – в ЦДРИ, в Колонном зале Дома Союзов. Тогда же развился и ещё один, главный дар – творчество (хотя сочинял он музыку и стихи также с детства): он блестяще импровизировал на любую тему, в том числе предложенную из зала. Творческие способности юноши были отмечены Д.Шостаковичем, которому однажды он играл свои импровизации на заданные композитором образы. Потом был семинар молодых композиторов при Центральном Доме композиторов, и начинающему автору стали поступать первые заказы. Он стал сотрудничать с молодыми поэтами, одним из них был Кирилл Ковальджи, ныне признанный мастер слова. Так появились первые песни, в том числе написанные к VI международному фестивалю молодёжи и студентов; они были напечатаны в газетах, звучали по радио в исполнении известных советских певцов.
Как пианист и дирижёр М.Чистов работал в Московском Драматическом театре, где в 1959г. написал музыку к спектаклю «Сердце девичье затуманилось» в постановке н.а. Б.И.Равенских. Знаменитый режиссёр создавал сценические образы под фортепианные импровизации Михаила Чистова... А потом, более 10 лет, он сам был музыкальным руководителем Народного театра эстрады и миниатюр при Дворце культуры им. М.Горького, позже -- при Дворце культуры ИАЭ им. И.Курчатова; писал музыку к театральным постановкам, аккомпанировал певцам и актёрам.
Дирижёрское мастерство он постигал ещё в детстве, занимаясь в Большом театре и наблюдая работу великих мастеров, позже закрепив его в МГИКе. Много лет своей жизни он отдал педагогической работе в детских хоровых коллективах в школах Москвы, других городов, летом продолжая работу в пионерлагерях, выявляя юные таланты и приобщив не одно поколение к музыке через искусство пения, в том числе хорового. Обладал безусловным авторитетом и харизмой, его по-настоящему любили и ученики, и педагоги. Коллективы под его руководством не раз становились победителями популярного в то время «социалистического соревнования».
Большая часть его творческой жизни – просветительская. Началась она ещё в трудные послевоенные годы, когда он давал концерты в помощь детям фронтовиков. Позже, став членом Всесоюзного общества «Знание», Михаил Александрович выступал с лекциями-концертами по теме «патриотического, нравственного и эстетического воспитания трудящихся посредством советской песни, включая авторские сочинения» в Центральном институте повышения квалификации руководящих и творческих работников Мин. культуры РСФСР. Его аудитория -- начальники Управлений культуры, директора театров, филармоний, концертных организаций и люди, не имеющие отношения к музыкальному искусству, -- высоко оценивала эти выступления. Огромное человеческое обаяние, артистичность и захватывающий темперамент, выразительное пение – всем этим он покорял слушателей раз и навсегда. Педагогическая и лекторская работы М.А.Чистова отмечены многочисленными грамотами Министерства культуры.
Композитор неоднократно проводил также творческие встречи, авторские концерты: в Москве, Красноводске, Пскове, в Дортмунде (Германия), где выступал и на телевидении. «Города -- как люди». Своим творчеством он соединял людей, способствовал укреплению дружеских связей. Много песен написано им о городах: о Красноводске, Ленинграде, «Пою тебе, Москва», к 1000-летнему юбилею Брянска, «Дортмундский вальс», «Баллада о Пскове» на его 1100-летие, вошедшая в репертуар народного хорового коллектива г.Пскова под руководством засл.деятеля иск. Ю.Л.Меркулова. Успех песен и их автора не раз был отмечен в прессе.
Творчество М.А.Чистова отражает его личность в полной мере: он очень любил людей и жизнь, был патриотом своей страны, необыкновенно светлым человеком с тонкой поэтической душой и глубоким пониманием её природы, сохранившим чистоту идеалов, кодекс рыцарства и благородства – уже «немодный» в наше время. А врождённая интеллигентность, такт и вместе с тем чувство собственного достоинства не позволили ему сделать «блестящую» карьеру. Он всегда больше отдавал, чем брал. Очень любил делать музыкальные и поэтические подарки: множество поздравлений-посвящений, написанные с юмором, фантазией и любовью, он дарил друзьям, артистам, певцам. Верил, что красота и доброта спасут мир. И песня. Говорил: «прекрасное рождает добро, и его надо воспевать! Писать добрую музыку, добрые песни». Он такие и писал: гражданские, лирические, весёлые, они запоминаются и не оставляют равнодушными, в них высокий пафос и чудные мелодии – редкое музыкальное качество, которому нельзя научить. «Добро, любовь и совесть – самое дорогое в человеке». Эта триада из знаменитого высказывания Д.Шостаковича была основой жизни М.А.Чистова.
Композитор сотрудничал с ведущими поэтами (К.Ковальджи, Л.Татьяничева, П.Градов, И.Волобуева и др.) и исполнителями советской эстрады: В.Трошиным, А.Розумом, В.Левченко, В.Толкуновой, Л.Зыкиной и её Ансамблем «Россия», Н.Сличенко и его театром «Ромэн», И.Кобзоном. Со многими из них его связывала искренняя дружба долгие годы. Песни звучали на радио и телевидении, в крупных концертных залах Москвы, некоторые записаны на пластинки. Среди известных песен «Для тебя» на слова Н.Железновой, «Новогодний вальс» на слова К.Ковальджи, «Ей приснилось, что она Россия»», «Ромашки для влюблённых» на стихи Л.Татьяничевой, знаменитая «Песня о России» на стихи М.Луниной, романс «Как жаль» на авторский текст. У композитора было особое отношение к поэтическому слову, он хорошо знал русскую поэзию, любимого им Пушкина, прекрасно читал. И сам писал прекрасные стихи – философские, гражданские, лирические, шутливые, и музыку на свои тексты: это песни «Пою тебе, Москва», «Лебединая», «Ах, любовь», романс «Как жаль», «Марш суворовцев», «Баллада о Пскове» и др.
Мелодизм и искренность музыки автора в наше время снова привлекают внимание исполнителей и востребованы слушателями. Звучат песни о Москве («Пою тебе, Москва» в исп. н.а. России Э.Лабковского), «О России» (н.а. России Н.Бабкина), романс «Как жаль», ставший уже хитом, музыка к спектаклю «Таборные игры» в театре «Ромэн».
«Песня о России»… Так можно было бы назвать всё творчество композитора Михаила Александровича Чистова. С этой самой песней уходила, прощалась с нами, завещая нам и «всем поколениям петь», любить свою землю, Родину, её великая исполнительница – Людмила Зыкина. Песню, по её последним строчкам, часто называют «гимном». «Если бы Михаил Чистов, творчество которого было недооценено при жизни, написал только эту одну песню, то можно считать, что он прожил свою жизнь не зря…» - это фраза из интернет-форума, одного из тех, которые пропагандируют наследие советской эстрады. Любимые нами, дорогие песни, с их мелодическим богатством, красотой, эмоциональностью, чистотой и душевностью. Недаром их ретро-коллекция называется «золотой»…