...Флердоранж фаты и платье в рюшах,
Затопила душу белоснежность,
Розы на столе… Невеста, слушай!
Так поет о счастье птица-нежность.
«Как же странно, милые подружки! -
Осмотрелась, задушив рыданья, -
Комнатка моя, мои игрушки,
Выхожу я замуж. До свиданья!»
Светлана Бажина
Хоть и говорят, что «в СССР секса не было», браки советская молодежь заключала, и с удовольствием. Давайте вспомним, как это происходило...
Свадьба. Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии
Казачья свадьба.
До революции 1917 года брак в России традиционно регистрировался в церкви или религиозной общине. После революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак». Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью. После оглашения декрета «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года в стране появились небольшие отделения ЗАГС, представляющие собой бюро, которые не предполагали особых торжественных церемоний и куда обращались желающие поставить штамп в паспорте. Брак, записанный в актах гражданского состояния ЗАГСе (отсюда и название пошло...), назывался гражданским браком. Из обстановки были лишь типовой стол (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью), два стула для новобрачных и бюст Ленина в красном углу. В это время практиковались так называемые «красные свадьбы» – роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония. Еще долго гражданский (не церковный) брак считали незаконным сожительством.
Подпись свидетельства в среднестатистическом ЗАГСе.
Подпись свидетельства в среднестатистическом ЗАГСе.
«Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко.
Павел Ефимович Дыбенко с женой Александрой Михайловной Коллонтай в 1919 году
Хотя советская семья не была самоценностью, а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы.