Ресторан-кнайпа "Крыйивка" Объект который никогда не дает спокойно спать как российским журналистам , так и некоторым депутатам Партии регионов Украины. Еще бы. Это же символ "оголтелого национализма" и "русофобии". Во-всяком случае именно это мерещится и тем и другим господам. Оно и понятно. Тема кафе никак не вписывается в картину "Русского мира", щедро сдобренную, к тому же, рудиментами советской коммунистической пропаганды. А тема проста - УПА. То есть Украинская Повстанческая Армия. Само слово "Крыйивка" значит подземное убежище в лесу, своего рода землянка. Именно в таких крийивках прятались украинские партизаны от рейдов НКВД-МГБ. Найти кафе непросто. Адрес известен. Город Львов. Площадь Рынок,14.Это где-то здесь, по правой стороне.
Но вот вывески нет никакой.На входе вас встретит достаточно колоритный тип в военной форме с автоматом наперевес. ( в голову сразу приходит образ солдата Швейка ). Он спросит "Гасло?" ( укр."Пароль?").
Правильный ответ - "Слава Укра╖н╕!" . Далее он выяснит нет ли среди Вас "москалей". Как правило таких не бывает. Почему? Да потому, что "москаль" это не просто русский. Это русский солдат с которым собственно и воевали украинские партизаны. В любом случае идиоты и провокаторы не проходят. Остальные получают бесплатно рюмку медовухи и проходят в заведение. Заведение сделано в стиле милитари. Кругом висят и стоят образцы оружия времен Второй Мировой. С ними можно свободно сфотографироваться.
На стенах плакаты Украинской Повстанческой Армии и всяческие прикольные предметы. Например "гиляка" на которой партизаны вешали коллаборационистов и НКВДистов.
Новая эра Бандеры
Репортаж корреспондента Екатерины Петуховой, съездившей из Москвы во Львов.
Под прицелом автомата в руках грозного охранника поднимаю рюмку. Входной “тост” звучит как пароль: “Подтверждаю, что я не коммунистка, не жидовка и не москалька”. Пройдя проверку, я оказываюсь в помещении, где люди с аппетитом режут “пьяных москалей” и накалывают шматки на вилку… Это не сцена из триллера. Помещение, куда пускают только после фейс-контроля, - львовский ресторан “Крыйивка”. А “пьяные москалики” - блюдо из карасей. О бандеровцах, героизации фашизма и о жизни “клятых москалей” на украинской земле - в репортаже корреспондента “МК”, побывавшего в очаге национализма - на Западной Украине.
Бандеровцами не рождаются, ими становятся
- Все там у вас врут по телевизору в России, что у нас здесь русских не любят. Слышите, я ведь с вами даже по-русски говорю, — многообещающе заявил таксист по дороге из львовского аэропорта.
- А может, и бандеровцев здесь нет? - парировала я.
- Как же нет? Я сам бандеровец!
Бандеровец ныне на Западной Украине - звание почетное. Так называют приверженцев идей ветеранов из организации ОУН-УПА (Организация украинских националистов — Украинская повстанческая армия), воевавших во время Второй мировой на стороне Гитлера и участвовавших под началом фашистов в карательных акциях против поляков, евреев, русских, а также “инакомыслящих” украинцев. Теперь им на Украине ставят памятники и присваивают звания героев.
В культурной столице Украины, как величают Львов, даже воздух какой-то особенный - “национально-повстанческий”. Центр города. Через каждый десяток метров стоят здоровые стеклянные стенды с изображением мужчины. Подхожу поближе - под стеклом портрет предводителя украинских националистов Степана Бандеры.
“Сокровище нации! Будь сильным, как он!” - кричит надпись на плакате. Портрет Бандеры, как назойливая муха, преследует буквально на каждом шагу.
“Повстанцы” вообще во Львове в почете. То и дело на домах попадаются барельефы или памятные доски очередному члену ОУН-УПА. И везде обязательно живые цветы. Мои гиды из Русского культурного центра (РКЦ) рассказывают, какими темпами во Львове переименовывают улицы, избавляясь от всего “москальского”. За изменениями названий не поспевают сами горожане. Добрая половина так и продолжает использовать старые. Одна из центральных улиц Львова, носившая когда-то имя Лермонтова, теперь переименована в улицу Джохара Дудаева. “Не думайте, что мы это поддерживаем. До сих пор стыдно говорить, что живем на улице Дудаева”, - возмущаются обитатели домов на Лермонтова-Дудаева. Львовяне сплетничают, что и Шамиля Басаева хотели увековечить в названии улицы. Якобы ждали, когда он покорит Дагестан… Но вот оказия, не успел…
- К великим русским писателям здесь вообще особое отношение. Бывшая улица Пушкина теперь носит название Генерала Чупрынки (Тарас Чупрынка - один из псевдонимов лидера ОУН-УПА Романа Шухевича. - Е.П.). Конечно, Пушкин, по их (националистов. - Е. П.) мнению, не имеет отношения к Украине. Зато Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн во Львове, видимо, были частыми гостями. Потому что такие улицы есть. Но мы не опускаем руки - будем отстаивать право на свою культуру и историю, - рассказывает директор Русского культурного центра во Львове Олег Лютиков.
Один из активистов Русского культурного центра Сергей Евсеев живет в старой части города, на улице, которая теперь носит имя Евгена Коновальца, “проводника” ОУН. Семья русских интеллигентов Евсеевых от происходящего во Львове в тихом ужасе. “Живем, как в театре абсурда. Представляете, до чего дошло: каждый год в июне националисты проводят праздник нашей улицы. В день празднования школьников срывают с летних каникул и собирают на Коновальца - для массовки, ну и, конечно, для идеологического воспитания. По улице шествуют бывшие воины УПА. Одни несут знамена, другие, объединившись в хор “Повстанец”, распевают националистические песни. Школьники должны стоять и слушать этот бред, аплодируя “героям”, - негодует супруга Сергея Сергеевича.
Русские изгои
Русская речь здесь почти не слышна. И надписей на русском нигде не встретишь. В трамвае, в магазине, в гостинице — везде говорят только на “мове”, хотя во Львовской области сейчас живет примерно 90 тысяч русских. Стоит открыть рот и заговорить по-русски, как на тебя сразу же смотрят как на чужака. Нелюбовь к “москалям-оккупантам” особо “национально-озабоченные” подкрепляют действиями. Главный объект нападок националистов во Львове - Русский культурный центр. Сколько раз хулиганы били там стекла, поджигали, поганили стены нелицеприятными надписями - руководители РКЦ уже сбились со счета.
- Мы уже устали ремонтировать это несчастное здание. Оно и так досталось нам в “убитом” состоянии. Привели его в порядок. Но националистам же неймется! Один раз здание просто чудом не сгорело дотла. Шутка ли, бросили в окно подожженную веревку, - сетует замдиректора РКЦ Сергей Евсеев.
Все, что связано в истории Украины с русскими, вытирается сегодня из памяти и сознания. Вытирается - в буквальном смысле слова: на памятнике Ивану Подкове, герою борьбы русского, украинского и молдавского народа против турецких поработителей, слово “русский” просто убрали. Вместо него на монументе теперь рельефная подковка.
Памятники - вообще отдельный разговор. От символов советской эпохи начали избавляться сразу же после развала СССР. Остался разве что холм Славы - мемориал воинам, павшим во Второй мировой. Это одно из излюбленных мест глумления для молодых националистов. Недавно вандалы испоганили ограду холма. Хорошо, что сам монумент не снесли.
- И с ним ведь хотели расправиться, но мы отстояли, подняли настоящую бучу. Но вот надолго ли? Мемориальный комплекс нужно реставрировать, а денег на пережиток СССР не выделяют. То ли дело памятники ОУН-УПА. Их содержание прописано в бюджете. Надо видеть, как за ними ухаживают. Больно и обидно за то, что сейчас происходит на Украине. И памятники им воздвигают, и денег выделяют больше, чем всем остальным ветеранским организациям. За какие заслуги? Не боюсь говорить, что сегодня Украина верным путем двигается к фашизму. Только что руки с криком “хайль!” пока не вскидывают… - делится со мной наболевшим председатель Львовской областной организации ветеранов ВОВ, герой Соцтруда Тимофей Маханек.