Альфа-Театр
Актёры театра уходят бесследно.
Пусть голос звучит на пластинках победно –
Не видим их глаз, и не видим движений,
К тому же пластинка не без искажений…
Актёр умирает как все, очень просто.
Пусть гений он был, пусть огромного роста.
Он не оставляет станков и машин,
Но он оставляет частицу души.
Кто видел актёра – его не забудет,
Но долго ли зритель во здравии будет?
С годами тускнеет актёра портрет,
О нём забывают, и вот его НЕТ...
Пусть те, кто сегодня выходят на сцену,
Актёров ушедших достойно оценят,
И помнят о том, что на этих подмостках
Их духом бессмертным пропитаны доски.
(К.Симонов)
Любовь к зрелищам с давних пор жила в народе. Театрализованный характер носили многие русские игры, пляски, обряды, хороводы. Появлялись на Руси и странствующие актеры-скоморохи. Первое летописное упоминание о них относится к 1068 году.
Еще при Иване Грозном собирали скоморохов для придворного Потешного чулана. С начала XVII века в Москве существовала Потешная палата, ведавшая придворными развлечениями. Прочно укоренился народный кукольный театр — «вертепный» (стержневой) и «петрушечный» (пальцевый). Развивалась самобытная устная народная драма. В XVII веке возникают русские школьные театры (то есть театры при духовных учебных заведениях). Пьесы ученого монаха, поэта и драматурга Симеона Полоцкого входили в их репертуар.
Царь Алексей Михайлович принимал меры для организации театра при своем дворе. В 1672 году он предписал пастору московской немецкой кирхи И. Грегори «учинить комедию, а на комедии действовать из библии книгу Есфирь». Спектакль под названием «Артаксерксово действо» был подготовлен и состоялся 17 октября того же года. Придворный театр Алексея Михайловича существовал несколько лет, но после смерти царя спектакли прекратились Любовь к зрелищам с давних пор жила в народе. Театрализованный характер носили многие русские игры, пляски, обряды, хороводы. Появлялись на Руси и странствующие актеры-скоморохи. Первое летописное упоминание о них относится к 1068 году.
Создание общедоступного театра входило и в намерения Петра I. Однако деятельность приглашенной тогда немецкой труппы И. Кунста (позднее ее руководителем стал О. Фюрст) оказалась малоплодотворной и непродолжительной. В последующем в страну нередко приглашались на гастроли иностранные труппы— французские, немецкие, итальянские.
В провинции спектакли ставили уже в начале XVIII века. Например, в 1703 году в Архангельске показывалась комедия, «на которой были воевода и всякие люди, как мужи, так и жены, при которой брали по гривне с каждого человека». К середине столетия случаи возникновения городских «партикулярных» театров участились. В спектаклях играли чиновники, семинаристы, купцы. Актеров-любителей называли «охочими комедиантами». Отдельные попытки играть пьесы предпринимались в Москве, Петербурге, Тамбове, Иркутске, Смоленске. Из дошедшей до нас челобитной ярославского купца Холщевникова (январь 1750 года) узнаем, что и в Ярославле в частных домах давались спектакли. Эти затеи носили случайный, временный характер, зачастую являясь рядовой любительской потехой. Но широкое распространение любительства, возникновение все новых театральных трупп готовило почву для постоянного государственного театра.
Именно Волкову удалось окончательно закрепить в России самобытное профессиональное театральное дело, которое уже не прерывалось. Это дело в дальнейшем энергично развивали И. А. Дмитревский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.