❤🐳🎧 РОМАНТИКИ 🎼🐬🎸

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ❤🐳🎧 РОМАНТИКИ 🎼🐬🎸 » Искусство » Страницы истории русского балета


Страницы истории русского балета

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

http://amnesia.pavelbers.com/011_l.jpg

Балет (франц. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики

Зарождение балета.

Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов («Комедийный балет королевы», 1581) составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Ж. Ж. Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как «программы, определяющей движения и действия

+1

2

Дальнейшее развитие балета
http://amnesia.pavelbers.com/balet%20Bakst.gif

Дальнейшее развитие и расцвет балета приходится на эпоху романтизма. Ещё в 30-е годы XVIII в. французская балерина Камарго укоротила юбку и отказалась от каблуков, что позволило ей ввести в свой танец заноски. К концу XVIII в. балетный костюм становится значительно более лёгким и свободным, что в немалой степени способствует бурному развитию техники танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на коньчики пальцев, что привело к изобретению пуант. В дальнейшем пальцевая техника женского танца активно развивается. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони. Драматизация балета требовала развития балетной музыки. Бетховен в своём балете «Творения Прометея»(1801) предпринял первую попытку симфонизации балета. Романтическое направление утверждается в балетах Адана «Жизель»(1841) и «Корсар»(1856). Балеты Делиба «Коппелия»(1870) и «Сильвия»(1876) считаются первыми симфонизированными балетами. Вместе с тем обозначился и упрощённый подход к балетной музыке (в балетах Ч.Пуньи, Л.Минкуса, Р. Дриго и др.), как музыке мелодичной, чёткой по ритму, служащей лишь сопровождением для танца.

+1

3

Балет в России
___________________


Исторя русского балета в России

8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича был поставлен первый в России балетный спектакль — «Балет об Орфее и Евридике». Церемонные и медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов. Они чередовались с пением и речью. Тяжелые, пышные, со множеством украшений костюмы и высокие парики стесняли движения танцующих. Балет в ту эпоху не был самостоятельным зрелищем, а лишь частью оперного или драматического спектакля. При Петре I в нач. XVIII в. В 1738 году по ходатайству французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой).

История русского балета начинается с 1738 года. Именно тогда, благодаря прошению господина Ланде, появилась первая в России школа балетного искусства — известная ныне на весь мир Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Правители российского престола всегда заботились о развитии танцевального искусства. Михаил Федорович первым из русских царей ввел в штат своего двора новую должность плясуна. Им стал Иван Лодыгин. Он должен был не только танцевать сам, но и обучать этому ремеслу других. В его распоряжение поступило двадцать девять юношей. Первый театр появился при царе Алексее Михайловиче. Тогда было заведено показывать между актами пьесы сценический танец, который именовали балетом. Позднее по специальному указу императора Петра Первого танцы стали составной частью придворного этикета. В 30-е годы восемнадцатого столетия дворянская молодежь была обязана обучаться танцам. В Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной в Шляхетском кадетском корпусе. С открытием летнего театра в Летнем саду, зимнего — во флигеле Зимнего дворца кадеты начинают участвовать в балетных танцах. Преподавателем танцев в корпусе был Жан-Батист Ланде. Он прекрасно понимал, что дворяне в дальнейшем не посвятят себя балетному искусству. Хотя они наравне с профессионалами танцевали в балетах. Ланде, как никто другой, видел надобность в русском балетном театре. В сентябре 1737 года он подал прошение, в котором сумел обосновать необходимость создания новой специальной школы, где девочки и мальчики простого происхождения обучались бы хореографическому искусству. Вскоре такое разрешение было дано. Из дворцовой челяди отобрали двенадцать девочек и двенадцать стройных юношей, которых и начал обучать Ланде. Ежедневный труд принес результаты, публика была в восторге от увиденного. С 1743 года бывшим ученикам Ланде начинают выплачивать жалованье как артистам балета. Школа очень быстро сумела дать русской сцене прекрасных артистов кордебалета и великолепных солистов. В истории остались имена лучших учеников первого набора: Аксиньи Сергеевой, Авдотьи Тимофеевой, Елизаветы Зориной, Афанасия Топоркова, Андрея Нестерова

Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Ш.-Л. Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца. Дидло воспитал плеяду замечательных танцовщиков и танцовщиц. Ученицы Дидло Авдотья Истомина (1799 — 1848) и Екатерина Телешева (1804 — 1857) воспеты Пушкиным и Грибоедовым. В первой трети XIX в. русский балет достиг творческой зрелости, сложилась национальная школа, для которой стали характерными жизненность, глубокая содержательность, виртуозная техника.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро»(1877), «Спящая красавица»(1890), «Щелкунчик»(1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. В хореографии новаторство Чайковского было воплощено балетмейстерами Мариусом Петипа и Л. И. Ивановым положившими начало симфонизации танца. Традиция симфонизации балетной музыки была продолжена Глазуновым в балетах «Раймонда»(1898), «Барышня-служанка»(1900), «Времена года»(1900).

Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века. В своих балетах балетмейстер Большого театра А. А. Горский стремился добиться последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, старался усилить роль кордебалета, как массового действующего лица, преодолеть разделённость пантомимы и танца. Крупный вклад в русское балетное искусство внёс М. М. Фокин существенно расширив круг идей и образов в балете, обогатив его новыми формами и стилями. Его постановки для «Русских сезонов» балетов «Шопениана», «Петрушка», «Жар-птица» и др. принесли славу русскому балету за рубежом. Завоевала мировую известность созданная Фокиным для Анны Павловой миниатюра «Умирающий лебедь»(1907). В 1911-13 на почве «Русских сезонов» образовалась постоянная труппа «Русский балет Дягилева». После ухода из труппы Фокина её балетмейстером стал Вацлав Нижинский. Самой известной его постановкой стал балет «Весна священная» на музыку Стравинского.

В 1909 г. начинаются ежегодные выступления артистов русского балета в Париже, организованные театральным деятелем С. Дягилевым. Большинство спектаклей в так называемых «Русских сезонах» поставлены Фокиным. Имена танцовщиков Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, Адольфа Болъма стали известны во всем мире. Но первым в этом ряду стоит имя несравненной Анны Павловой . Восторженно отзывались о русском балете Р. Роллан, О. Роден, К. Сен-Санс.

Русский балет через все сложные этапы своей истории сумел пронести и сохранить национальные особенности, опиравшиеся на демократические традиции русской культуры, рожденной народом. Эти традиции сохранил и развил советский балет.

+1

4

Артистка балета и педагог, характерная солистка Мариинского театра. Представительница театральной династии Петипа: дочь прима-балерины Марии Суровщиковой-Петипа и танцовщика, балетмейстера, руководителя петербургского балета в 1869-1903 годах Мариуса Петипа. Первая исполнительница партии феи Сирени в балете П. И. Чайковского «Спящая красавица».

http://baletfoto.ru/petipa.jpg

+1

5

Анна Павлова
Русская артистка балета
https://cf.ppt-online.org/files/slide/3/3gV6OEaQ5nUSrdMc28G9fzhw71uKimtkL0ljpH/slide-41.jpg

Русская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 годах, одна из величайших балерин XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, выступив в более чем 40 странах и во многих из них впервые представив искусство балета. Гастроли Анны Павловой способствовали утверждению мировой славы русского балета. Хореографическая миниатюра-монолог «Умирающий лебедь» в исполнении балерины стала одним из высоких эталонов русской балетной школы. Исполнительская манера Анны Павловой, равно как и Тамары Карсавиной, свидетельствует о расцвете балетного импрессионизма начала XX века.

+1

6

Наталья Владимировна Труханова (1885—1956) — русская балерина.

Дочь русского http://gorod.tomsk.ru/uploads/41581/1259670445/6.jpg
актёра, премьера киевской оперетты, Владимира (Эдмунда, в честь героя пьесы А.Дюма «Кин») Давыдовича Бостунова и Мари Браун — француженки, уроженки Эльзаса.

После приезда с матерью в Москву, в пятнадцать с половиной лет, она вышла замуж за поручика Б. Ф. Труханова (брак преследовал цель вырваться из-под семейной опеки), с которым вскоре разошлась.

С 1904 года жила во Франции. В короткий срок превратилась в большого мастера танца. Работала и была знакома с Дягилевым, Шаляпиным, Рихардом Штраусом, Айседорой Дункан. Её друзьями, коллегами, единомышленниками стали Морис Равель, Макс Рейнхардт, Сен-Санс, на музыку которого «Пляска смерти» Труханова создала хореографическую миниатюру, потрясшую композитора. Л. В. Собинов в одном из писем с удивлением отмечал: «Труханова вся полна мыслями о своих танцах. Я даже не ожидал, что это у неё такое серьезное занятие… На столе у неё фотография Массне с самой лестной надписью. В будущем сезоне она танцует здесь новый балет его».

С 1918 года была супругой А. А. Игнатьева, с которым в 1937 году приехала в Россию.

Автор мемуаров «На сцене и за кулисами», по отзыву академика Тарле «прелестные мемуары, полные мужского ума и обаятельной женственности».

+1

7

Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 19  августа 1872, Лигово (под Петербургом) — 6 декабря 1971, Париж) — российская артистка балета и педагог польского происхождения, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров. Дочь танцовщика Феликса Кшесинского, сестра артистов Юлии и Иосифа Кшесинских, мать Владимира Красинского (1902—1974).

Известна своими отношениями с членами Российского императорского дома: в 1890—1894 годах встречалась с цесаревичем Николаем Александровичем, затем с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. С 1920 года в эмиграции. В 1921 году вышла замуж за Андрея Владимировича, после чего получила титул княгини Красинской (1926), затем Светлейшей https://img-fotki.yandex.ru/get/9308/96386024.84/0_b6b7d_ebfc4260_L.jpg

+1

8

http://www.kino-teatr.ru/acter/photo/9/5/364759/593374.jpg

Вера Ильинична Мосолова окончила Московское училище в 1893 году. После окончания обучения ее приняли в кордебалет Большого театра. В балетном сезоне 1895/96 годов она исполнила партии Сванильды в «Коппелии», подруги Флер де Лис в «Эсмеральде», роль Фрины в «Вальпургиевой ночи».

В 1896—1897 годах Мосолова стала работать в Мариинском театре. 8 декабря 1896 года исполнила партию Изумруда в одном из спектаклей. В 1902 году она вновь танцевала в Большом театре. В 1906 год она исполнила роль Авроры. Весной 1912 года Мосолова стала преподавать классический танец в Московском театральном училище.

Вера Мосолова была первым учителем у Суламифь Мессерер, в будущем — прима-балерина Большого театра и педагог. Вера Мосолова была строгим преподавателем, но Суламифь смогла быстро стать одной из ее любимых учениц благодаря трудолюбию и напористости. Для Суламифи и студентов ее курса Мосолова проводила дополнительные занятия балетом в своей квартире неподалеку от театра, за которые ученики расплачивались дровами. Так можно было дополнительно отрепетировать арабеск или пируэт. Квартира отапливалась, в ней было место для занятий и зеркало. Не было станка, но вместо него использовали спинки мебели, в основном стулья.

В 1922 году стала танцевальным педагогом театрального училища при Театре имени Всеволода Мейерхольда, в котором работала по 1935 год.

Рост балерины был 166 сантиметров — по канонам балета первой половины XX века она считалась высокой балериной, из-за чего часто не исполняла ведущие балетные партии.

В первом классе балетной школы Вера Мосолова учила Евгению Фарманянц. У артиста балета Игоря Моисеева Вера Мосолова также была первой учительницей. На занятия к известной балерине его привел отец, который опасался, что улица будет оказывать на подростка плохое влияние. Мосолова оценила способности мальчика и спустя 3 месяца занятий привела его в школу балета при Большом театре. Вера Мосолова считала, что ей уже нечему учить такого ученика. Балерину и ее ученика принял директор учебного заведения, которому Мосолова сказала, что этот подросток должен обязательно учиться здесь. Директор ответил, что для обучения необходимо сдать экзамен, на что Вера Мосолова ответила, что Игорь Моисеев без сомнения его сдаст. Так и получилось.

Вера Мосолова умерла 29 января 1949 года в Москве.

+1

9

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/008c/0002d333-e02550f8/img0.jpg

+1

10

"Щелкунчик". Кремлевский балет.

+1

11

Слава, благодарю за  пост о истории балета! Прочла залпом и с большим удовольствием, жаль ролики не просматриваются. Творческих успехов! :blush:

+2

12

Вера Шаповалова написал(а):

Слава, благодарю за  пост о истории балета! Прочла залпом и с большим удовольствием, жаль ролики не просматриваются. Творческих успехов!

Спасибо,Вера!

+1

13

Вячеслав написал(а):

"Щелкунчик". Кремлевский балет.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/aza19561/_blogs/i-13188.jpg

+1


Вы здесь » ❤🐳🎧 РОМАНТИКИ 🎼🐬🎸 » Искусство » Страницы истории русского балета