Песня про цирк
Под веселый звон поддужного колокольчика лихо врывается на манеж тройка запряженных медведей. Величаво правит ею ямщик — медведь. Начинается представление четвероногих артистов. Медведи — канатоходцы, акробаты, жонглеры, эквилибристы. Один номер сменяет другой. Вот два медведя на ринге — они боксеры. Состязание ведется по всем правилам. В огромном зрительном зале нет равнодушных, и победителя награждают бурными аплодисментами. В этот восторженный гул врывается рокот моторов, который становится все слышнее, и на манеж на мотоциклах въезжают косолапые гонщики. Они стремительно мчатся по кругу. От ярко светящихся фар над огромным затемненным амфитеатром скользят лучи, и зрители покорены скоростью, с какой проносятся подопечные всемирно известного создателя и руководителя «Медвежьего цирка» Валентина Филатова.
Это и есть цирк (от латинского circus — окружность, круг) — один из самых любимых видов искусства. В основе циркового искусства лежит трюк — сложное для исполнения и эмоционально впечатляющее действие.
... Зритель видит прославленных жонглеров — брата и сестру Кисе: Виолетта, стоя на одной руке на голове партнера, другой бросает обруч, а ногами кружит палку; Александр в это время жонглирует четырьмя предметами. Сохраняя такое сложное сочетание движений, они в финале направляются за кулисы. Какой же исключительной волей, сосредоточенным вниманием, тончайшим чувством равновесия, мастерством нужно обладать, чтобы с такой кажущейся легкостью выполнять сложнейшие, почти фантастические действия! Подобное возможно только в цирке, чей язык прежде всего язык трюков.
Совокупность таких действий-трюков в сочетании с музыкой, хореографией, словом, внешним оформлением образует цирковой номер, а их соединение — программу; при наличии сюжетной канвы — цирковой спектакль.
Искусство цирка — одно из самых древних. Как и театр, оно возникло из трудовой, обрядовой, военной деятельности людей (см. ст. «Древнейшие формы театральных представлений»). В Европе XI — XVI вв. на ярмарочных площадях увеселяли народ бродячие комедианты. В кругу, образованном зрителями, артисты показывали мастерство акробатики, гимнастики, жонглирования, разыгрывали комические сцены. С XVI в. в Европе получили распространение школы верховой езды — истоки одного из видов будущего цирка — конного.