«Лицедеи» — театр клоунады в Санкт-Петербурге. Начал работу в 1968 году, современное название получил в 1978 году. От него пошёл жанр театральной клоунады, созданный на стыке пантомимы, клоунады, эстрады и трагифарса. Актёры театра приобрели популярность благодаря участию в юмористических и развлекательных телевизионных программах, фильмах, видеоклипах, во многом познакомив советских и российских зрителей с искусством пантомимы. Основатель — актёр и режиссёр Вячеслав Полунин. Художественный руководитель — Виктор Соловьёв.
С 2009 года театр располагается в здании бизнес-центра «Толстой сквер» на улице Льва Толстого в Санкт-Петербурге.
Театр «Лицедеи» начал свою работу в 1968 году, когда в студии пантомимы Рудольфа Славского встретились молодые актёры-мимы Вячеслав Полунин, Александр Скворцов, Николай Терентьев и Александр Макеев. В том же году во Дворце культуры имени Ленсовета состоялась премьера спектакля режиссёра Эдуарда Розинского «Двадцать одна новелла о смешном и серьёзном» с их участием. После этого труппа выступала с гастролями на фестивалях художественной самодеятельности в разных городах СССР.
Вячеслав Полунин впоследствии вспоминал о своих первых театральных экспериментах:
« То, чем занимались, мы называли экспрессивным идиотизмом, по-научному — эксцентрической пантомимой. Продуктивность у нас была огромная, мы делали номер за номером ».
В 1978 году коллектив получил название «Лицедеи», которое, по словам Полунина, пришло к нему в голову во время армейской службы в Риге. Тогда же он обдумывал концепцию формировавшегося театра и сочинял сценарии пантомим на основе своих армейских наблюдений. После демобилизации Полунина из армии театр стал работать на профессиональной основе, в него пришли новые актёры: Феликс Агаджанян, Галина Андреева, Анна Орлова.
В 1979 году в театре «Эксперимент» под руководством Виктора Харитонова состоялась премьера спектакля «Лицедеи». Вскоре театр переехал в Ленинградский дворец молодёжи, где публике представили спектакли «Малая Олимпиада» и «Фантазёры». На конкурсе артистов эстрады театр получает премию из рук Аркадия Райкина. Творческой основой «Лицедеев» в эти годы был актёрский дуэт Вячеслава Полунина и Александра Скворцова.
В 1980 году театр покинул Александр Скворцов, тогда же «Лицедеи» объявили набор в собственную студию при Ленинградском дворце молодёжи. На следующий год для новогоднего телешоу «Голубой огонёк» Вячеслав Полунин придумал образ клоуна Асисяя, который стал его визитной карточкой на долгие годы.
В 1982 году вышел двухчасовой спектакль «Чурдаки». Тогда же Полунин организовал всесоюзный фестиваль пантомимы «Мим-парад-82», на который собралось 800 человек со всей России. После фестиваля труппа «Лицедеев» пополнилась новыми актёрами: Анваром Либабовым, Виктором Соловьёвым, Антоном Адасинским, Георгием Делиевым, Валерием Кефтом, Галиной Войцеховской, Ольгой Кочневой, Еленой Ушаковой. Один из мимов, Сергей Шашелев, был глухонемым от рождения, для общения с ним вся труппа овладела языком жестов.
В 1983 году состоялась премьера пантомимы «Blue Canary», ставшей одним из самых известных номеров «Лицедеев». Одноименная песня американского композитора Винсента Фьорино стала неофициальным гимном театра. Вскоре к труппе присоединились Роберт Городецкий и Леонид Лейкин. Так сформировался классический состав «Лицедеев», существовавший с 1985 по 1991 год. Часть спектаклей были рассчитаны не только на театральную сцену, но и на уличные представления.
В 1985 году театр выступил со спектаклем «Асисяй-ревю» на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. В 1987-м «Лицедеи» приняли участие в съёмках первого советского музыкального видеофильма «Как стать звездой», где вместе с бит-квартетом «Секрет» исполнили песню «По утрам, надев трусы, не забудьте про часы». В 1988 году состоялись международные гастроли театра, включавшие в себя двухмесячный тур по Америке.
В 1990 году, во время распада СССР, Вячеслав Полунин уехал жить и работать в Великобританию, потом — во Францию, продолжая регулярно приезжать в Россию. Театр «Лицедеи» в его прежнем виде распался: Антон Адасинский стал руководителем театра DEREVO, Валерий Кефт и Сергей Шашелев вошли в состав труппы канадского Cirque du Soleil. Роберт Городецкий, Леонид Лейкин, Виктор Соловьёв, Анна Орлова и Анвар Либабов продолжили работать в Санкт-Петербурге под прежним названием.
С 1991 года художественным руководителем театра был Роберт Городецкий, затем его сменил Анвар Либабов[9]. С 1992 по 1998 годы эту должность занимал Леонид Лейкин. Одним из известнейших проектов «Лицедеев» этого периода стала серия юмористических короткометражных телефильмов «Железные бабки». В 1997 году при театре открылась школа мимов «Лицедей-лицей», занимающаяся подготовкой артистов в жанре клоунады и пантомимы. Набор в школу происходит раз в три года, студенты изучают пластику, сценическое движение, акробатику.