❤🐳🎧 РОМАНТИКИ 🎼🐬🎸

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ❤🐳🎧 РОМАНТИКИ 🎼🐬🎸 » Искусство » Жостовская роспись


Жостовская роспись

Сообщений 1 страница 30 из 62

1

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347720_2b7910d56c04.jpg

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347693_1bab169f3aff.jpg

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347685_1b89e159e75b.jpg

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347703_0c4503857f65.jpg

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347637_0cd27607d731.jpg

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347693_2ce23b049131.jpg

+3

2

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347680_8d43679cf82d.jpg

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347704_7ed7de83e6f6.jpg

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347690_6b4b0f961466.jpg

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347735_5c01cab3836f.jpg

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.".

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347736_dbe0ce382a84.jpg

В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1928 г. все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово.

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает. Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347738_26d9de387fae.jpg

+3

3

Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями - прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347665_829306169d6b.jpg

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347727_a58fb7b8c45b.jpg

+2

4

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства.
В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347689_b77d7bad5d5e.jpg

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347771_ded0589116d4.jpg

http://kolyan.net/uploads/posts/2011-07/1311347727_cd8f26001bb8.jpg

+2

5

Спасибо за интересную и радующую глаза  тему! :flag:

+1

6

Вера Шаповалова написал(а):

Спасибо за интересную и радующую глаза  тему!

Пожалуйста,Вера!

+1

7

http://www.zhostovo.ru/upload/iblock/2cb/2cb6823a9280df1454c6bebdc4814126.jpg

+2

8

Как же развился этот народный промысел, из каких истоков?

Фрагмент Счёта Мастерской Вишняковых 1900-1912 гг
https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/345949.jpg
Начало производства подносов в Жостове принято связывать с 1825 годом - датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Как время основания промысла дата эта весьма условна. Создание мастерских само по себе свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития. К тому же из разных источников следует, что мастерская О. Ф. Вишнякова не была первой и единственной в это время.

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/852052.jpgОтец Осипа Вишнякова, Филипп Никитич, открыл производство еще в начале XIX века. После пере­езда Филиппа в Москву брат его Тарас продолжил дело в Жостове.
    В 1815 году открыл лаковое про­изводство на папье-маше и металле Егор Вишня­ков в Осташкове (в двух километрах от Жостова).
    В 1825 году, наряду с мастерской О.Ф.Виш­някова, в Жостове работала мастерская Ивана Митрофановича Митрофанова, занимавшаяся "пе­ределкой подносов".
    В 1826 году изготовлением подносов в селе Троицкое стал заниматься Анд­рей Алексеевич Зайцев.
    1830 годом датируется воз­никновение нескольких мастерских:
Егора Федо­ровича Беляева, Тимофея Максимовича Беляева и Василия Леонтьевича Леонтьева - в Жостове;
  Филиппа Васильевича Шапкина - в деревне Соро­кине;
   Ивана Сергеевича Коломенского - в деревне Хлебникове.

+2

9

Клёдов за работой 1920-1930гг
https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/904800.jpg

В 1830-х годах в Жостове стали делать подносы не только из папье-маше, но и из железа. В одном источнике 1839 года упоминаются "изделия из би­той бумаги (папье-маше) и выколоченные из жести... подносы, лоточки... все под лаком с рисунками... Вешнякова Филиппа, Никитина с сыном, крестьянина графа Шереметева.

+2

10

Рекламная вывеска Вешняковых

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/452700.jpg
Над созданием подноса трудилось по крайней мере три человека:
коваль, изготовлявший форму; шпатлёвщик, наносивший на поверхность грунт;
живописец, расписывавший поднос.
грун­товщик после просушки покрывал изделие лаком.
  Поначалу на равных работали хозяин мастерской и члены его семьи. Но по мере увеличения произ­водства мастерские расширялись, появлялись на­ёмные рабочие, а хозяин все больше превращался в предпринимателя, но всегда знакомого с тонкос­тями самого производства.

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/52092.jpg

+2

11

В 1870-1880-х годах в подмосковном подносном промысле уже было за­нято более двухсот сорока рабочих.
Самыми круп­ными мастерскими были:
в Жостове - О. Ф. Виш­някова, где работало 59 человек, из них 53 наемных рабочих;
  Е. Ф. Беляе­ва, где работали 51человек, из них - 50 наемных;
  в Новосильцеве - основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федо­ровича Цыганова, где работало 49 рабо­чих, из них 46 наемных.
   Изделий в год производилось соответственно на двенадцать, два­дцать и одиннадцать тысяч рублей .
https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/52435.jpg

+2

12

Наиболее старые из доступных для изучения жостовских подносов относятся к 1870-1880-м го­дам. Определить время их создания и принад­лежность к мастерским, большей частью династиям Вишняковых, помогают клейма, имеющиеся на тыльных сторонах подносов и содержащие, как пра­вило, имя владельца фабрики и перечень наград-медалей за участие в крупных отечественных и за­рубежных художественно-промышленных и кус­тарных выставках. Главным местом сбыта подносов была Москва, а через нее Нижний Новгород с обширной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта везли в Пе­тербург.

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/953163.jpg

+2

13

В XX веке живописный декоративный букет стал ведущим направлением в искусстве Жостова. Кроме собственно живописи и росписи, жос­товские мастера использовали и другие приемы ор­наментального украшения подносов. Был распро­странен способ «копчения», с помощью которого на поверхность наносился вибрирующий узор, на­поминающий рисунок панциря черепахи и получивший местное название "под червячок". На старых подносах очень разнообразна "уборка" - украшения борта, где геометрические, растительные узоры индивидуальны на каждой вещи и являются своего рода аккомпанементом главной темы росписи.

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/285617.jpg

+2

14

В 1920-х годах в Жостове, Новосильцеве и Тро­ицком возникшие несколько артелей, объединяются в 1928 году в одну - «Металлоподнос» (с 1960 года - Жостовская фабрика декоративной росписи). В их создании принимали участие опыт­ные мастера, которым суждено было внести боль­шой вклад в дело возрождения живописи на подно­сах и развитие традиций местного искусства в но­вых условиях.

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/355565.jpg

+2

15

Не совсем обычный путь в искусстве Жостова у К. В. Грибкова. Художник-оформитель, имевший контакты со Строгановским училищем, он, по­жалуй, единственный из жостовских живописцев расписывал подносы не в духе традиционной на­родной импровизации, а по своему предваритель­ному рисунку.

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/294995.jpg

+2

16

Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи среди трехсот работающих, более ста де­вяноста живописцев. Несмотря на название "фаб­рика", промысел в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства - его рукотворность.
https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/229862.jpg

+2

17

Уже давно на специальных прес­сах штампуют формы подносов. Механизирована окраска, шлифовка некоторых форм. Но из двад­цати шести типичных для Жостова форм подносов художник выбирает соответствующую своему за­мыслу, а если это уникальная работа - поручает ковалю выбить форму вручную.

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/704276.jpg
Полтора века для развития промысла - срок сравнительно небольшой. Но за это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникаль­ным очагом русского народного искусства, а жос­товский поднос из предмета обихода - объектом любования.

+1

18

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/980221.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/494554.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/862051.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/357132.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/675014.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/696519.jpg

+2

19

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/478427.jpg

+2

20

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/73166.jpg

+2

21

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/109867.jpg

+2

22

+3

23

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/5/t927096.jpg

0

24

Для меня лично жостовские подносы – это картины. Когда я смотрю на такой поднос, то всегда любуюсь  буйными красками, бархатными цветами и сочной зеленью. Отличить истинно талантливую вещь от кустарной можно с помощью лишь одного критерия: вот греет душу или нет. :)
   Мне действительно очень нравятся народные промыслы. Но с ними в последнее время проблема.
https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/798120.jpg

+2

25

В музее.

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/698717.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/22283.jpg

Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.

Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/256610.jpg
На первый взгляд – такая пеструшка – но глаз не оторвать!
Никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы на металлических подносах - эти букеты буквально «цветут» на подносе.

+2

26

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/5/t588814.jpg

+1

27

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/747895.jpg

+1

28

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/274314.png

+1

29

Матрешка с Жостовским подносом - 15 местная.
10 000 руб.https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/368713.jpg

Материалы:  дерево липа, гуашь, акриловые краски, поталь золотая, лак глянцевый
Размер:  Высота старшей матрешки- 26 см., диаметр матрешки- 16 см.
https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/152109.jpg

+1

30

Венки цветов, букеты роз –
                их аромат неувядаем.
                Ах, это жостовский поднос
                благоухает русским чаем.

https://forumupload.ru/uploads/0019/74/2a/53/975358.jpg

+1


Вы здесь » ❤🐳🎧 РОМАНТИКИ 🎼🐬🎸 » Искусство » Жостовская роспись