Московский академический театр сатиры — драматический театр в Москве. Расположен возле станции метро «Маяковская» на Триумфальной площади в Тверском районе ЦАО. Открылся 1 октября 1924 года в подвальном помещении дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке.
Художественный руководитель
Александр Ширвиндт
Летом 1923 года у группы энтузиастов, состоящей из сатириков журналов «Красный перец» и «Крокодил», режиссёров и актёров театра-кабаре «Летучая мышь» и камерного театра миниатюр «Кривой Джимми» появилась идея организовать сатирический театр. Весной следующего года после успеха у публики обозрения «Смешанное общество», руководство театра «Кривой Джимми» окончательно решило изменить профиль на сатирический и показывать только политические и бытовые обозрения. Для решения вопросов по организации нового театра был создан специальный совет, в который вошли драматург Виктор Типот, режиссёр Давид Гутман, режиссёр Давид Гутман, Георгий Константинович Холмский, ставший позже директором Театра сатиры.
О первоначальной идеи названия театра — «Комедия» — отказались, потому что оно не подчёркивало главной идеи и не привлекало внимание зрителей к недостаткам, порокам и их исправлению, через смех. За театром закрепилось итоговое название — «Театр сатиры»
Московский театр сатиры открылся 1 октября 1924 года] в подвальном помещении дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке, где ранее располагался «Кривой Джимми». Первым спектаклем был «Москва с точки зрения» Виктора Типота и Николая Эрдмана. В начале деятельности в театре преобладали политические, бытовые и пародийные обозрения. Сюжеты для спектаклей искали в быте простых московских граждан и служащих. В состав первой труппы входили артисты, выступавшие в «Кривом Джимми»: Павел Поль, Дмитрий Кара-Дмитриев, Надежда Адамовна Нурм, Ева Яковлевна Милютина, Рафаил Корф, Фёдор Курихин, Алексей Бонди, Иван Иванович Зенин, Яков Рудин.
В 1930-х годах театр переехал в дом 1/29 на Садово-Триумфальной площади. Новый зал вмещал более 800 зрителей. Основой репертуара стали бытовая комедия и водевили, например, «Мелкие козыри» Виктора Ардова (1937) и «Страшный суд», «Вредный элемент», «Чужой ребёнок» Василия Шкваркина (1940). Также в театре ставили спектакли классической драматургии: «Господин де Пурсоньяк» Мольера (1938), «Слуга двух господ» Карло Гольдони и другие[.
В середине 1940-х театр переместился в здание на Малой Бронной улице, дом 4 .
В период Великой Отечественной войны актёры театра, разбившись на несколько бригад, выезжали со спектаклями в действующую армию.
В конце 1940-х — начале 1950-х популярность театра снизилась, критики отмечали, что постановки «серые и однообразные». Выйти из этого застоя театр смог в 1953 году благодаря постановке спектаклей по пьесам Владимира Маяковского «Баня», «Клоп» и «Мистерия-буфф»
Значимыми событиями стали постановки «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета в 1957, «Тёркин на том свете» по Александру Твардовскому в 1966 и «Доходное место» Александра Островского. Эти спектакли определили публицистическую направленность театра и установили новый уровень зрелищности спектаклей.
В 1958 году труппа театра впервые отправилась на гастроли за границу в Польшу.
В 2007 году специально для театра был построен ангар для хранения декораций. Возведение происходило за счёт средств городского бюджета. Склад расположен на 2-ой Магистральной улице. В 2014-м году «Росгосстрах» застраховал имущество театра — здание, декорации и костюмы — на 70 миллионов рублей.
В 2012 году Театр сатиры наряду с «Современником», Академическим театром имени Маяковского, Музыкальным театром имени Станиславского принял участие в проекте «Золотая коллекция спектаклей» — записи спектаклей выкладывали на YouTube-канал.
В разные годы в труппе театра работали Рина Зелёная, Владимир Лепко, Владимир Хенкин, Татьяна Пельтцер, Валентина Токарская, Георгий Тусузов, Иван Любезнов, Евгений Весник, Татьяна Васильева, Анатолий Папанов, Андрей Миронов и другие.
В 2015 году Театр сатиры был признан одним из самых посещаемых московских театров: залы заполнялись почти на 90 %, количество зрителей превысило 2,5 миллиона.
В декабре 2016 театр проводил сбор средств в помощь семьям погибших пассажиров рейса из Сочи в Сирию.
В 1963-м театр переехал в здание 32/2 на Ленинградском проспекте, но пробыл там недолго, уже в 1964 году был преведён на Триумфальную площадь. В постановках того времени преобладала философская трагическая сатира. Основными спектаклями были: «Дон Жуан, или Любовь к геометрии (нем.)русск.» Макса Фриша, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пера Бомарше, «Ревизор» Николая Гоголя, «Горе от ума» Александра Грибоедова и другие.
В 1984 году Министерство культуры СССР присвоило театру звание академического